Лента новостей
Пезешкиан предложил заменить иранский риал на иранский туман 17:08, Статья Савельев пообещал обеспечить к 14 января скидку 50% на перелеты для детей 16:53, Новость К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричества 16:45 Росавиация назвала дату вылета задержанного из-за поломки рейса из Египта 16:42, Статья Клуб КХЛ «Автомобилист» обменял канадца с российским паспортом в «Сибирь» 16:39, Статья В Курской области задержали пьяного мужчину с автоматом и патронами 16:34, Новость Получивший шипами по лицу конкурент Сафонова пропустит ближайший матч ПСЖ 16:28, Статья На побережье Керчи выбросило мазут с потерпевших крушение танкеров 16:22, Статья В Румынии установили, что кампанию Джорджеску в TikTok оплатила не Россия 16:10, Статья Прокуратура взяла на контроль ситуацию с задержкой рейса в Египет 16:07, Новость Как бизнесу понять, что пора иначе работать с данными 15:52 Йоханнес Бё выиграл 88-ю гонку в карьере на Кубке мира по биатлону 15:48, Статья Минобороны сообщило об ударах по объектам энергетики ВПК Украины 15:46, Новость Президент Абхазии попросил у России гуманитарные поставки электроэнергии 15:42, Статья Гашек раскритиковал поездку представителей «Монреаля» в Россию 15:35, Статья Цемент, песок и щебень: как сэкономить компании 20 лет развития 15:28 Орбан предложил сохранить транзит через Украину, сменив собственника газа 15:21, Статья В Вологде открыли памятник Иосифу Сталину 15:15, Статья
Газета
Сырье не для банкира
Газета № 071 (1846) (2204) //1147 Общество,
0

Сырье не для банкира

Почему мировые финансовые институты бегут из сырьевого бизнеса
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Одна из крупнейших финансовых корпораций в мире, британский банк Barclays, может частично выйти из сырьевого бизнеса из-за низкой выручки в сегменте. Крупный игрок на рынке металлов, продовольствия и ТЭК Barclays продолжил серию выхода ведущих мировых банков из этого сегмента. По данным The Financial Times, руководство Barclays объявит о своем решении во вторник.

Исход банкиров из сырья

Тревожные сигналы для рынка commodities начали поступать еще один-два года назад на фоне отсутствия роста мировых цен на нефть и удешевления других сырьевых товаров. Одним из первых опасность почувствовал немецкий Deutsche Bank, который начал сворачивать свое европейское отделение ТЭК в 2013 году. Годом позже аналогичные действия предпринял и Barclays, тогда же в отставку ушел глава службы энергетических исследований банка. Вскоре о продаже своих активов по физической торговле нефтью объявил американский Morgan Stanley, покупателем должна стать «Роснефть».

В итоге образовался замкнутый круг: выход ключевых игроков заставляет еще больше «сжиматься» сырьевой рынок, и без того переживающий сейчас трудный период. По данным британской аналитической фирмы Coalition, в 2013 году совокупный доход десяти крупнейших банков в сегменте торговли сырьем составил лишь 4,5 млрд долл., тогда как годом ранее показатель был на уровне 5,5 млрд долл. Рекордное значение по выручке топ-10 банков от продажи сырья было достигнуто в 2008 году, в год пиковых цен на нефть, и составляло 14,1 млрд долл.

В конце февраля Barclays объявил о закрытии своих отделов по торговле электроэнергией, базирующихся в Лондоне и Нью-Йорке. Теперь же планируется, что из направлений бизнеса почти нетронутой должна остаться лишь торговля драгоценными металлами — она перейдет под управление отдела валютных операций Barclays. Таким образом, из финансовых гигантов в торговле сырьем на данный момент остаются Goldman Sachs и Citigroup.

В ежовых рукавицах

Основной причиной ухода банковских концернов с рынка сырьевых товаров эксперты называют бремя государственного регулирования. Банковские регуляторы (в первую очередь американская ФРС) стремятся ограничить торговлю на этом рынке и сделать ее более прозрачной, чтобы избежать злоупотреблений со стороны финансовых домов, пишет Bloomberg.

С Barclays связан последний крупный случай такого разбирательства. В сентябре 2013 года Федеральная комиссия регулирования энергетики (FERC) подала иск против банка, обвинив его в манипулировании ценами на контракты по поставке электричества жителям запада США. Однако уже в январе суд Калифорнии приостановил действие штрафа на 488 млн долл., который FERC наложил на Barclays. Банк отказывается выплачивать штраф, не признавая в своих действиях состава преступления и требуя возможности защищать свои интересы от притязаний FERC.

В июле 2013 года The New York Times рассказала об уловках, которые позволяют крупным банковским игрокам накручивать цены на сырьевые товары и получать сверхприбыли. Так, Goldman Sachs принадлежит сеть из 27 складов, между которыми ежедневно курсируют грузовики, перевозя слитки алюминия из одного ангара в другой. Эти манипуляции увеличивают длительность хранения металла, а значит, и доходы банка. По подсчетам издания, за последние три года действия Goldman Sachs и других финансовых учреждений на этом рынке стоили американским потребителям около 5 млрд долл.

Поиск покупателя

Антимонопольная и антикартельная политика властей США наложилась на общий спад рынка, результатом чего и стала волна распродажи своих торгово-сырьевых активов финансовыми корпорациями. Одним из последних из сырьевого бизнеса целиком вышел банк JP Morgan Chase, и за его активы велась ожесточенная борьба швейцарской торговой компанией Mercuria и австралийской Macquarie Group. Победителями в споре вышли швейцарцы, а сумма их сделки с JP Morgan составила 3,5 млрд долл.

В конце 2013 года избавиться от своих сырьевых активов принял решение банк Morgan Stanley: он продает свое подразделение по торговле физической нефтью российской «Роснефти». В результате сделки «Роснефть» получит все контракты банка на закупку, продажу и поставки нефти, а также все имеющиеся нефтяные запасы. В «Роснефть» перейдет около трети руководящего персонала из сырьевого бизнеса Morgan Stanley — около 100 человек в США, Лондоне и Сингапуре, и, наконец, российская компания получит контроль над 49% в компании — операторе нефтяных танкеров Heidmar. Финансовые условия сделки не разглашаются. В конце марта корреспондент Platts Джефф Райзер писал, что сумма сделки оценивается в районе 400 млн долл.

Планируется, что продажа активов будет завершена во второй половине 2014 года, однако на фоне все чаще звучащих со стороны Вашингтона угроз о введении более серьезных санкций в отношении Москвы у аналитиков есть опасения, что американские регуляторы могут не одобрить подобную транзакцию в разгар геополитического кризиса.

Рука Москвы

Окончательное решение по сделке будет принимать Совет по иностранным инвестициям США (CFIUS) — межведомственное государственное агентство, которое созывается специально для рассмотрения каждого случая, когда американский бизнес переходит в иностранную собственность. Совет из девяти американских министров под председательством министра финансов США (на данный момент Джейкоб Лью) должен определить, не угрожает ли сделка национальной безопасности.

Если у совета появятся сомнения относительно условий, он может инициировать дополнительное расследование и затем заключить со сторонами соглашение об изменении условий условия сделки, чтобы снизить риски. Также CFIUS может отправить сделку на рассмотрение президенту, который должен будет принять по ней окончательное решение.

По мнению FT, Morgan Stanley изначально попытался облегчить получение одобрения от регуляторов, выведя из периметра сделки с «Роснефтью» денверскую нефтяную компанию TransMontaigne. Однако большинство контрактов банка на поставки нефти в США не связаны с TransMontaigne и входят в продаваемые «Роснефти» активы, что и может повлиять на решение регулятора. Впрочем, американские законодатели в целом не высказывались против сделки, хотя сенатор-демократ от штата Массачусетс Эдвард Маркей и заявил, что эта транзакция должна быть «пристально» изучена CFIUS.

Известно, что на конец марта Morgan Stanley еще не подавал заявку в CFIUS на рассмотрение сделки с «Роснефтью». Пресс-служба банка не ответила на запрос РБК. Представители «Роснефти» отказались комментировать вопрос с рассмотрением сделки Советом по иностранным инвестициям. «Реализация сделки между «Роснефтью» и Morgan Stanley проходит в соответствии с согласованными компаниями графиком», — сообщил РБК официальный представитель «Роснефти».

В середине марта The Wall Street Journal писала о том, что сделка может не получить одобрения CFIUS в связи с украинским кризисом. Тот факт, что компания-покупатель принадлежит правительству иностранной державы, обязывает регулятор с особой тщательностью рассматривать случай с привлечением высокопоставленных чиновников, отмечала газета.