Президент Владимир Путин вчера прямо сказал то, что так трудно разобрать в кривых формулировках законопроектов о регулировании Интернета. Президент считает, что сервера, на которых хранится информация о российских пользователях, должны находиться в России, а российские блогеры должны нести за свои высказывания такую же ответственность, как СМИ.
Сервера в Россию
Вчера на медиафоруме «Правда и справедливость», организованном Общероссийским народным фронтом, президент рассказал блогеру Виктору Леванову, как в России должна обеспечиваться интернет-безопасность. Леванов выразил беспокойство тем, что Google, которым он пользуется, «собирает пользовательские данные, личные данные»: «И все это куда отправляется? Все это отправляется на сервера в США. Соответственно, вопрос: почему они не могут построить сервера здесь? Мне не хочется, чтобы мои данные и данные политиков, которые управляют моей страной, уходили в США».
Путин разделил опасения Леванова: «Все, что вы сказали, это полная правда, абсолютная и чистая, что называется, все идет через сервера, которые находятся в Штатах, все там контролируется. Вы должны просто из этого исходить, такая жизнь, так она выстроена американцами, они делали это. Вы же знаете, все это возникло на первом этапе, на заре Интернета как спецпроект ЦРУ США. Так и развивается… Изначально это (Интернет. — РБК) военная программа, специальная программа, так и сидит в центре, вот эта часть спецслужб… Как мы знаем из того, что услышали от г-на Сноудена, все‑таки АНБ (Агентство национальной безопасности. — РБК) США работает весьма эффективно. Это такое информационное противоборство. Оно было всегда, сейчас приобретает новые формы на новой технической базе».
В сферах обороны и госуправления противостоять западным партнерам России должны спецслужбы. «Что касается гражданской сферы в целом, то мы уже с вами сказали: сервера надо переносить, закрывать информацию», — объяснил Путин. По его информации, крупные российские интернет-компании — «Яндекс» и «ВКонтакте» «и поисковики всякие, они стараются здесь развивать в том числе и «железо», и, самое главное, не «железо», а математическое обеспечение и информационное. Вот это происходит».
Пресс-служба «Яндекса» сообщила РБК, что все российские пользователи компании обслуживаются в российских дата-центрах: «У нас есть сервера за рубежом, но они используются для индексирования зарубежного веба». Аналогичный комментарий дал пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин: все сервера социальной сети находятся в России. «И все наши пользователи обслуживаются из российских дата-центров. Да, у нас есть кэширующее оборудование за границей для быстрой работы сайта в удаленных уголках мира, но на нем только фото и видео», — добавил Лобушкин. Пресс-служба Mail.Ru сообщила, что у компании есть сервера как в России, так и за рубежом.
При этом на вопрос, собираются ли они переносить зарубежное оборудование в Россию, во всех трех компаниях ответить отказались.
Иностранцев — на регистрацию
Разработчики антитеррористических интернет-поправок в законодательство (см. таблицу) объяснили РБК, что в Россию предполагается перенести не только серверы: глобальные интернет-компании обязаны будут зарегистрировать здесь свои дочерние компании. Одним из нововведений является требование к интернет-сервисам — социальным сетям, блог-хостингам, форумам — хранить метаданные (информацию о фактах приема и передачи сообщений, но не сами сообщения) пользователей в течение шести месяцев на территории России. Председатель комитета по информполитике, один из разработчиков поправок Алексей Митрофанов уточнил, что это подразумевает требование к глобальным компаниям, работающим в России, иметь здесь свои представительства, зарегистрированные по российскому законодательству.
Офисы в России уже есть у американских Google (владеет видеохостингом YouTube) и Microsoft (владеет приложением в IP-телефонии — Skype). А вот Twitter (11,6 млн российских пользователей в месяц), Facebook (25,4 млн) и принадлежащая ей соцсеть Instagram управляют своими ресурсами из США: поддерживают продукты, размещают рекламу, развивают сообщества, мониторят рынок, реагируют на претензии Роскомнадзора и т. д. В 2013 году представитель Facebook Екатерина Скоробогатова не исключала, что у сети появится российское представительство, хотя во многих странах компания работает без него. Вчера она отказалась комментировать такую возможность. В пресс-службе Twitter на отправленный по почте запрос РБК не ответили.
Блогеров — к ответу
Вчера Путин уделил внимание и теме ответственности блогеров. «Если конкретный человек имеет влияние на тысячи людей, на десятки тысяч, то в принципе, по сути мало чем этот блог отличается от СМИ. Он же работает с тысячами людей, а может быть — с десятками, а может — с сотнями тысяч, не знаю. Талантливый человек может добиться и такого уникального результата. Почему нет? — рассуждал президент. — Но, конечно, в этом смысле что же это тогда иное, как не средство массовой информации? Нужно спокойно это все понять, общественности оценить и принимать решение демократическим способом через депутатов Государственной думы».
На самом деле депутаты уже приняли решение: антитеррористические поправки (см. таблицу) 29 апреля предстоит утвердить Совету Федерации. Разработчики поправок признают, что документы совсем сырые, многие положения потребуют уточнения подзаконными актами, которые разработает Роскомнадзор в сотрудничестве с представителями отрасли — Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и крупными интернет-компаниями. Из текущей версии законопроекта следует, что под его действие могут подпасть и соцсети, такие как Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», и сервисы блогов Twitter, LiveJournal, LiveInternet, и просто личные сайты, например Navalny.ru.
Митрофанов подчеркивает, что популярным блогером будет признан не только пишущий пользователь, но любой, «кто производит хитовый контент, например на странице в Instagram», и имеет больше 3 тыс. уникальных посетителей в день. У таких блогеров будут права и обязанности, как у настоящих СМИ: они не смогут быть анонимными, зато у них появляется правовой статус и возможность размещать рекламу на возмездной основе, говорит депутат. До этого блогеры размещали рекламу в основном мелких или средних компаний, теперь ими заинтересуются крупные игроки, прогнозирует он. «Например, блог Анастасии Волочковой будет реальным конкурентом некоторым телевизионным каналам», — считает Митрофанов.
Представитель сервиса онлайн-дневников LiveJournal Софья Иванова возражает: блогеры давно регистрируются как ИП и платят 6% от доходов либо 13% как физлицо. В основном рекламодателям интересны топовые блогеры LiveJournal — их около 50, отмечает она.
Интернет-сервисам придется придумывать, как подсчитывать количество посещений в сутки по каждому пользователю. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский отметил, что такие сервисы, как «Яндекс.Метрика», возможно, предложат готовый инструмент для такого подсчета. Но в «Яндексе» РБК сообщили, что подобным инструментом не располагают. На прошлой неделе «Яндекс» объявил о закрытии рейтингов блогов и блог-хостингов. «Данные о посещениях страниц пользователей в соцсетях и на других блогхостингах есть только у соответствующих компаний», — отметила представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Впрочем, в пресс-службе «Одноклассников» РБК заверили, что информация о количестве заходов сейчас подсчитывается только для групп, но не для отдельных пользователей.
LiveJournal также закрыл свои рейтинги: в профайлах всех блогеров и сообществ, количество подписчиков которых превышает 2,5 тыс., будет теперь отображаться надпись «2500 +». Фактическое значение остается доступным только для владельцев блогов и смотрителей сообщества, говорилось в сообщении хостинга. Там также отмечалось, что именно последние законодательные инициативы ускорили принятие такого решения.
В пресс-службе Mail.Ru Group (владеет «Одноклассниками» и «Моим миром») рассказали, что подстройка под новый законопроект потребует дополнительных затрат — только небольшая часть из них предсказуема. Гендиректор Mail.Ru Group Дмитрий Гришин уже заявлял, что чрезмерное регулирование Интернета, на котором настаивает государство в «антитеррористическом» пакете законопроектов, может привести к серьезным проблемам в интернет-отрасли. Гришин отмечал, что за последние годы Россия стала одной из немногих стран в мире, где местные интернет-проекты занимают лидирующие места в электронной почте, социальных сетях, играх, поиске — и все потому, что они не находились под жестким регулированием.
Блогер Евгений Козлов, количество подписчиков которого в Twitter превысило 89 тыс., не планирует информировать Роскомнадзор о своей деятельности. «Включение в специальный реестр будет происходить автоматически. Но на Facebook, например, вообще непросто измерять ежедневную аудиторию: там имеется только статистика по каждому посту — лишь количество лайков и перепечаток», — отметил Козлов.
У блогера и создателя сайта Mobile-review.com Эльдара Муртазина в соцсети Google+ есть 350 тыс. подписчиков, в Twitter — более 50 тыс., а совокупная аудитория всех аккаунтов составляет несколько миллионов человек. «Если мою личную страницу попробуют приравнять к СМИ, я обращусь в суд в той стране, где зарегистрирован держатель сервиса. Я не против, чтобы меня регистрировали как СМИ в профессиональном плане — это касается сайта Mobile-review.com, но против того, чтобы меня приравнивали к СМИ как Эльдара Муртазина. Те вещи, которые я могу позволить себе написать в Twitter, я не позволяю себе на сайте по причине того, что это абсолютно разные площадки. Сайт Mobile-review.com зарегистрирован как СМИ в Канаде, наш регистратор находится там же. Если нас попросят зарегистрировать его в России, мы это сделаем. Но это не касается социальных аккаунтов конкретных авторов и людей», — заключил Муртазин.