Запад против России
ЕС и США в понедельник вечером могут объявить о введении очередных санкций в отношении России. В европейский черный список попадут 15 россиян, причастных к обострению ситуации на юго-востоке Украины, сообщили Bloomberg чиновники ЕС. В американском могут оказаться глава «Роснефти» Игорь Сечин и «Газпрома» Алексей Миллер, сообщили The New York Times источники в администрации США.
Суть санкций не меняется: тем, кто попадет в список, закроют въезд в США и Евросоюз, их активы в США и Евросоюзе будут заморожены (если такие активы найдутся, конечно). Кроме людей могут пострадать и компании. По данным Bloomberg, США рассматривают возможность наложения санкций на Газпромбанк. В таком случае банк фактически будет отрезан от долларовой системы фондирования и переводов, он и его «дочки» не смогут сотрудничать с американскими физическими и юридическими лицами. Американское «правило 50%» автоматически распространяет санкции на «дочек» и «внучек» контролирующей организации. В случае введения ограничений против Газпромбанка под санкции может попасть, например, радиостанция «Эхо Москвы», которую трудно заподозрить в причастности к дестабилизации обстановки на Украине.
Новые санкции
В субботу со специальным заявлением о новых санкционных договоренностях выступили страны G7. Лидеры США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и ЕС в подготовленном документе отметили, что не видят никаких «конкретных действий в поддержку Женевского соглашения» со стороны России, которая, напротив, продолжает «эскалацию напряженности» и «угрожает военными маневрами на границе с Украиной». Каждая из стран определит конкретные ограничения самостоятельно. Ожидается, что ЕС огласит их по итогам экстренного заседания представителей 28 стран союза в понедельник.
О том, что новые санкции будут аналогичны существующим (визовые ограничения и заморозка активов), в выходные в интервью Sky News сообщил министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг. В то же время советник президента США по внешней политике Бен Родс указал, что новые санкции коснутся людей, у которых есть влияние на различные сектора российской экономики, включая энергетику и банковский сектор.
Президент США Барак Обама, находящийся сейчас в азиатском турне, отметил, что президент России Владимир Путин скоро поймет: мировое сообщество придерживается единой позиции по вопросу санкций. По его мнению, в вопросе введения новых ограничений против России США и Европа должны действовать коллективно.
Старые санкции
Несмотря на то что многие политики в США считают, что Запад должен ввести против Москвы масштабные экономические санкции, Белый дом предпочитает действовать постепенно. Администрация Обамы настаивает, что даже ограниченные санкции уже негативно сказываются на России, что, например, выражается в многомиллиардном оттоке капитала из страны и снижении кредитного рейтинга России агентством S&P в минувшую пятницу.
S&P снизило кредитный рейтинг впервые с 2008 года (c BBB до BBB-) и предупредило, что может вновь его снизить (уже до «мусорной» категории), если ужесточение западных санкций приведет к дальнейшему ослаблению финансового счета России. Впрочем, инвесторы не склонны придавать большого значения действиям рейтинговых агентств, утверждает Bloomberg. Анализ действий Moody’s и S&P с 1970-х годов и задокументированной реакции рынка показывает, что примерно в половине случаев котировки государственных облигаций изменялись не в том направлении, которое диктовала логика рейтингового действия. Доходность долларовых облигаций России с погашением в 2023 году в пятницу, после объявления S&P, поднималась не сильно — максимум на 19 базисных пунктов (до 5,79%). У России низкий долг: соотношение госдолга к ВВП, по данным Всемирного банка, составляет менее 10%, тогда как, для сравнения, у Италии превышает 130%. Но суверенный рейтинг Италии, по версии S&P, теперь выше, чем у России, на одну ступень.
Глава Минфина США Джек Лью в конце прошлой недели заявил, что санкции уже доказали свою эффективность. «Если вы посмотрите на ситуацию с момента введения санкций, то увидите, что они уже привели к результату. Даже Россия признает, что они на нее влияют», — заявил Джек Лью в программе Marketplace на Американском общественном радио.
Бизнесу — приготовиться
Одна из причин относительной неторопливости Вашингтона в вопросе санкций заключается в том, что достаточно трудно просчитать их последствия для самих американцев. Даже без учета возможных ответных шагов «возмездия» со стороны Москвы западные компании, имеющие бизнес в России, столкнутся с трудностями. «Нет сомнения, что, когда вы сворачиваете бизнес с такой большой страной, как Россия, это скажется и за ее пределами, — отметил Джек Лью. — Некоторые американские компании уже чувствуют неудобства, как и некоторые европейские. Основные последствия ощущаются в России. И это наша цель — оказать эффект на российскую экономику».
«Visa уже признала, что санкции, судя по всему, повлияют на ее показатели. Другие возможные пострадавшие — Boeing, или Exxon, или Morgan Stanley. Какая-то часть ведущих компаний США уже жалуется на санкции, на те, которые уже введены, и на те, которые обсуждаются, так как они могут ударить по их бизнесу», — написала колумнист The Washington Post Катерина Рампел.
Сами работающие в России крупные западные компании, похоже, уже смирились с тем, что им придется нести убытки. Так, генеральный директор германской Siemens Джо Кезер в интервью Die Welt заявил, что строго выполнит все санкции в отношении российских компаний и чиновников. Оценить возможный ущерб Siemens от санкций Кезер затруднился.