Alibaba включила поиск
Крупнейший в Китае онлайн-ритейлер Alibaba и мобильный браузер UCBrowser объявили о запуске совместного проекта мобильной поисковой системы, сообщает Forbes со ссылкой на заявление руководителей UCWeb, компании-оператора браузера. Детали совместного предприятия не разглашаются. Известно лишь, что новый поисковик будет создан на основе существующего проекта Shenma.
В случае успеха Shenma может потеснить другие поисковые системы, и в первую очередь крупнейшую сейчас в Китае Baidu. В январе—марте 2014 года среднесуточная мобильная аудитория Baidu составляла 160 млн уникальных посетителей — на четверть выше, чем во второй половине прошлого года. В целом Baidu занимает 65% китайского поискового рынка, как мобильного, так и компьютерного.
Количество пользователей UCBrowser в марте перевалило за 500 млн человек. В июле 2013 года аналитический портал веб-трафика StatCounter сообщил, что на КНР приходится около 35% пользователей мобильного UCBrowser. Если в нем поисковой системой по умолчанию станет Shenma, размер ее потенциальной аудитории сравняется с размером аудитории Baidu. Этот рынок, по подсчетам iResearch, будет расти быстрыми темпами: объем лишь сегмента мобильного поиска в 2014 году составит 1,3 млрд долл., а в 2015-м — 2,5 млрд долл.
Сотрудничество Alibaba и UCWeb началось в 2009 году. В начале 2013 года оператор онлайн-ритейлера Alibaba Group увеличил свою долю в UCWeb, а в августе руководитель Alibaba Джек Ма вошел в совет директоров UCWeb. Участие в создании поисковика Shenma поможет привлечь дополнительную аудиторию на портал онлайн-ритейлера, поскольку сам проект Shenma уже интегрирован с ведущими проектами Alibaba, такими как платежная система AliPay и дочерние сайты интернет-коммерции Taobao и Tmail. Это особенно важно, учитывая ожидаемое IPO Alibaba, которое может состояться в ближайшие недели.
«Присоединение проекта Shenma к экосистеме Alibaba, включая возможность поиска и оплаты товаров прямо в поисковике, безусловно, является позитивной новостью перед IPO, — сказал РБК руководитель департамента корпоративных финансов и международных связей J’son & Partners Consulting Владимир Байдин. — Ранее UCWeb Partners совместно с Alibaba объявили о планируемом запуске браузера UCBrowser для настольных компьютеров. Мы ожидаем, что этот браузер также будет максимально интегрирован с продуктами Alibaba, что создаст дополнительный эффективный маркетинговый канал для интернет-гиганта. Конечный эффект сейчас предсказать сложно, но сами по себе новости являются драйвером роста стоимости первичного размещения компании».
По данным Bloomberg, на февраль потенциальная капитализация Alibaba составляла около 153 млрд долл. Учитывая, что компания планирует выставить на продажу 12% своих акций, она может выручить от размещения около 18,4 млрд долл. Аналитики Myriad Asset Management не исключают, что капитализация Alibaba может вырасти до 200 млрд долл. при условии хорошей финансовой отчетности за первый квартал. При этом ей достаточно разместиться исходя из оценки в 185 млрд, чтобы ее IPO стало крупнейшим за всю историю. Сейчас рекордсмен по объему привлеченных средств — Agricultural Bank of China — 22,1 млрд долл.