Цена дружбы с Лукашенко
В ближайшие месяцы правительство разработает проект налогового маневра, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Экспортная пошлина должна снизиться, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — вырасти. На снижении пошлин настаивает Белоруссия: это условие ее вхождения в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
Минск настаивал на том, чтобы общий рынок нефти и нефтепродуктов на территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана заработал уже с 2015 года. Сейчас Россия поставляет нефть в Белоруссию беспошлинно по квоте. Экспортируемые из Белоруссии нефтепродукты должны облагаться пошлиной, она идет в российский бюджет. Это не устраивает белорусские власти.
В конце апреля на коллегии Евразийской экономической комиссии Москва убедила президента страны Александра Лукашенко не увязывать создание ЕАЭС с отменой этой схемы. Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко сообщил тогда, что единый рынок нефти должен заработать до 2025 года, не уточнив конкретный срок.
По итогам переговоров в Минске и российская, и казахстанская стороны остались на позиции, что данная тематика должна урегулироваться на двухсторонней основе, рассказал РБК советник президента по вопросам развития интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана Сергей Глазьев (интервью с ним читайте на с. 4).
«Может быть, несколько позже, когда мы адаптируем наше налоговое законодательство к требованиям белорусских партнеров, мы сможем отказаться от требования взимания экспортной пошлины, ее привязки к стране происхождения природного ресурса. Но пока таких предпосылок нет», — уточнил он.
Однако в минувшую пятницу Лукашенко заявил, что полностью рассчитывать на отмену схемы с выплатой России суммы пошлины на экспорт нефтепродуктов Минск сможет уже к 2016 году. Это означает, что Москва смогла выторговать себе только один год отсрочки. Цена вопроса может быть высока — президент Белоруссии сообщил, что Россия согласилась выдать стране кредит на 2 млрд долл., передает агентство БЕЛТА.
Унификация пошлин, которая предусматривает снижение российской экспортной пошлины приблизительно до уровня Казахстана, примерно в 4,7 раза, до 80 долл./т, и отказ от требования к Минску возращать в российский бюджет экспортные доходы, грозит потерей для казны примерно 33 млрд долл. в год, оценивал накануне на встрече в Минске замминистра финансов Сергей Шаталов. «У Минфина найдутся другие инструменты изъятия природной ренты, пусть и более чувствительные для недропользователей», — успокаивает Глазьев.
Правительство в ближайшие месяцы разработает варианты снижения экспортной пошлины с одновременным увеличением НДПИ, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович на заседании правительства в четверг. Представитель Дворковича Алия Самигуллина, впрочем, сказала РБК, что с требованиями Лукашенко это не связано. Изменение системы налогообложения позволит увеличить финансирование дорожных фондов «не только за счет акцизов, но и других налогов», говорил вице-премьер.
Есть угроза, что этот маневр будет сопровождаться целым букетом негативных эффектов, предупреждал Шаталов. Например, резким ростом цен на нефть и бензин на внутреннем рынке. «Надо будет что-то решать с авиакеросином, где нет акцизов, надо каким-то образом решать вопросы с нефтехимией, где цены на прямогонный бензин, выросшие достаточно серьезно, будут создавать проблемы. Придется давать какие-то субсидии нефтехимии», — перечислял он.