Нефтяной маневр
Вице-премьер Александр Хлопонин, который курирует в правительстве развитие Северного Кавказа, может получить новые полномочия. Возможно, он станет ответственным за ТЭК, говорят два источника в правительстве. Эти функции сейчас закреплены за другим вице-премьером — Аркадием Дворковичем.
Премьер-министр вчера не исключил перераспределения полномочий между своими заместителями. Хлопонин «сконцентрируется на работе непосредственно в правительстве в должности вице-премьера» после создания специального министерства по развитию Северного Кавказа, сказал Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами в понедельник и предложил обсудить круг обязанностей Хлопонина.
На совещании конкретных деталей не обсуждалось, сказал РБК источник в правительстве. Говорилось о самой необходимости перераспределения полномочий и возможном наделении Александра Хлопонина новыми обязанностями, что не исключает того, что он продолжит курировать Северный Кавказ. Возможность перераспределения полномочий обсуждалась с прошлого года, добавляет он.
Один из обсуждаемых вариантов — назначение Хлопонина куратором ТЭК вместо вице-премьера Аркадия Дворковича, рассказал РБК источник в аппарате правительства. По его словам, в правительстве задумана реорганизация: все недропользование и энергетика будут переданы Хлопонину. Передача части полномочий Дворковича Хлопонину — «одна из тем, которая обсуждается», знает еще один собеседник в социальном блоке правительства. Документ может быть подписан в течение недели-двух, говорит он.
Сложившееся распределение полномочий премьер утвердил в мае 2012 года. Дворкович курирует энергетику и промышленность (кроме обороны), сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, госполитику в области транспорта и связи. На период отсутствия первого вице-премьера Игоря Шувалова он рассматривает вопросы, закрепленные за ним. Хлопонин назначен вице-премьером в январе 2010 года, он отвечает только за развитие Северо-Кавказского федерального округа. До 12 мая он занимал пост полномочного представителя президента в округе.
Дворкович подвергался проверке на прочность в самом начале работы на посту куратора ТЭК. Уже в июне 2012 года его предшественник Игорь Сечин, возглавивший «Роснефть», учредил неформальный клуб руководителей нефтяных компаний. Вскоре он был трансформирован в президентскую комиссию по ТЭК, где Сечин стал ответственным секретарем. В правительстве уже была комиссия по ТЭК во главе с Дворковичем. В итоге президентская комиссия стала решать стратегические вопросы, а правительственная — оперативные.
В мае 2012 года Путин подписал указ об участии «Роснефтегаза» в приватизации государственных энергетических активов — «РусГидро», «Интер РАО», ФСК и Холдинга МРСК. Считается, что эта идея принадлежала именно Сечину, который возглавил совет директоров госхолдинга. Правительство выступило резко против. Дворкович настаивал на том, чтобы «Роснефтегаз» направил большинство доходов в бюджет. Осенью он подписал директиву о выплате холдингом 50,2 млрд руб. дивидендов.
Впрочем, с участием «Роснефтегаза» в приватизации энергокомпаний вице-премьеру пришлось смириться. В конце 2012 года правительство одобрило передачу госхолдингу 59,85% «Интер РАО». Сейчас госхолдинг готовится войти в капитал «РусГидро».
Но Хлопонина нельзя назвать «человеком Сечина». Он — выходец из «Норильского никеля», достаточно крупный бизнесмен в прошлом, сейчас — самостоятельная политическая фигура, ориентированная на главу государства, говорит глава «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.
Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не ответила на вопросы РБК. Связаться с представителем Хлопонина на момент подготовки материала не удалось. Сам Аркадий Дворкович не ответил на письмо РБК.