Генерал вместо бизнесмена
На Северном Кавказе сменился уже шестой представитель президента: регион вновь, как в первые годы, возглавил генерал. Миссия Александра Хлопонина, назначенного для экономического развития края, успехом не увенчалась, несмотря на большие бюджетные затраты. За экономику региона будет отвечать специально созданное министерство.
Регион делят на двоих
Президент Владимир Путин уволил с должности полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александра Хлопонина, сохранив за ним должность вице-премьера. Вместо первого и единственного полпреда в СКФО, а также единственного полпреда — вице-премьера, задачу которого в регионе Дмитрий Медведев формулировал как улучшение инвестиционного климата и социально-экономического благополучия, назначен силовик — командующий объединенной группировкой внутренних войск на Северном Кавказе Сергей Меликов. Его кандидатуру лоббировал руководитель администрации президента Сергей Иванов, утверждает источник РБК в Кремле.
Иванов не исключил, что Хлопонин по-прежнему будет курировать в правительстве Северный Кавказ и получит дополнительные функции, приводит его слова РИА Новости. Однако полномочия Хлопонина уточнит премьер Медведев. Если до сих пор Хлопонин занимался вопросами экономического развития и инвестиционной привлекательности Северного Кавказа, имея в распоряжении только аппарат полпредства (профильным министерством оставался Минрегион), то теперь у вице-премьера появится целое министерство для развития региона, объяснил смысл кадровых изменений источник РБК в полпредстве.
Указом Путина в СКФО создано новое Министерство по делам Кавказа, его возглавил губернатор Красноярского края Лев Кузнецов — в 2010 году Кузнецов сменил Хлопонина на посту красноярского губернатора. По словам источника в Кремле, Кузнецова, как человека Хлопонина, поставили министром, чтобы он частично компенсировал назначение нового полпреда и чтобы продолжил реализовывать проекты, которые вице-премьер считал важными.
Курорты не помогли
В 2009 году президент Дмитрий Медведев решил бороться с терроризмом на Северном Кавказе, улучшая там инвестклимат. «Необходимо развивать предпринимательство, активизировать инвестиционную деятельность», — объявил в послании Федеральному собранию Медведев. Тогда же он выделил из Южного федерального округа Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Чечню и Ставропольский край и создал на их основе восьмой федеральный округ — СКФО. «Лично ответственным за положение дел в регионе», как выразился тогда Медведев, был назначен Хлопонин.
В 2009 году безработица в регионе составляла 16%, к 2013 году она сократилась до 13%, свидетельствуют данные Росстата. СКФО был и остается лидером по числу безработных, в среднем по России уровень безработицы в 2013 году составлял 5%.
Одним из крупнейших инвестиционных проектов на Северном Кавказе стало строительство туристического кластера, которым занималось ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Эксперты, опрошенные РБК, называют одним из главных достижений Хлопонина в СКФО увольнение из КСК с последующим возбуждением уголовного дела руководителя компании Ахмеда Билалова.
Диагноз ситуации в регионе был поставлен неправильно, поэтому привлечение инвестиций извне не дало эффекта, на которое рассчитывали в Москве, говорит руководитель лаборатории проблем муниципального развития Института им. Гайдара Ирина Стародубовская. В результате, по ее словам, доходы вкладывались не в развитие экономики и бизнеса, а в роскошное потребление.
Главный инструмент, которым федеральный центр пытается стабилизировать ситуацию в республиках Северного Кавказа, — это федеральная целевая программа (ФЦП) социально-экономического развития «Юг России». В 2013 году завершился ее первый этап. В эту программу, а также в ФЦП по развитию Чечни и Ингушетии, по отчету Минрегиона, в 2008—2012 годах из федерального бюджета было выделено 152,64 млрд руб., в 2013 году — еще около 6 млрд. На восстановление разрушенной инфраструктуры в Чечне с 2002 года было истрачено 106 млрд руб. И тем не менее Минрегион признавал: реализуемый комплекс мер не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в экономике и социальной сфере субъектов СКФО.
Конфликты не преодолены
Проследить связь между вливанием денег в республики СКФО и снижением террористической активности сейчас невозможно, а неудачи с разрешением внутриэлитных конфликтов в регионе налицо, говорит политолог, эксперт по Северному Кавказу Константин Казенин. Например, Хлопонину так и не удалось вывести из публичного поля конфликт между руководителями Чечни Рамзаном Кадыровым и Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым. «Политическая составляющая деятельности полпредства в СКФО стремилась к нулю», — говорит Казенин.
СКФО оказался для Хлопонина неуправляемым во многом в связи с тем, что Кадыров не подчинялся полпреду. «Кадыров имеет поддержку на самом высоком уровне, и в весовой категории он не ниже, чем полпред», — говорит Казенин.
Москва в последние годы производила назначения, не принимая во внимание рекомендации полпредства, отмечает эксперт. Так, был назначен врио руководителя Дагестана Рамазан Абдулатипов с последующим переизбранием и дано разрешение на избрание Евкурова. Кроме того, Хлопонину были недоступны рычаги влияния на федеральных силовиков, которые начали преследование вице-премьера Кабардино-Балкарии Залимгерия Хагасова, что впоследствии привело к отставке главы КБР Арсена Канокова.