Добывайте как знаете
Новые санкции США и Европы против России могут коснуться российских нефтегазовых компаний: им запретят ввозить высокотехнологичное оборудование. Прежде всего это затронет проекты «Роснефти» и «Газпрома» на шельфе. Западные нефтесервисные компании могут лишиться рынка объемом более 6 млрд долл. в год. В Минэнерго считают, что у отрасли есть в запасе три года.
США и Евросоюз готовят очередной пакет санкций против России, который будет введен в случае, если Запад заподозрит Москву в попытках сорвать украинские президентские выборы 25 мая. Американскому и европейскому бизнесу, в частности, могут запретить поставлять в Россию высокотехнологичное оборудование для энергетической отрасли, пишет Financial Times (FT).
Вашингтон уже сделал шаг в этом направлении: с 1 марта он приостановил выдачу новых экспортных лицензий на высокотехнологичное оборудование, которое может использоваться в военных целях, а с 28 апреля вообще запретил их выдачу. Текущие проекты в ТЭКе могут быть ограждены от санкций, но новые программы рискуют подвергнуться дополнительному контролю со стороны США или заблокированы, пишет FT.
Заметнее всего эти санкции отразятся на шельфовых проектах «Роснефти» и «Газпрома», отмечает сотрудник крупной нефтесервисной компании: «У нас мало опыта в развитии таких проектов». С ним соглашается исполнительный вице-президент российской нефтесервисной компании «НьюТек Сервисез» Рафаэль Нуриев: «На шельфе без инноваций не обойтись. Но это перспектива трех-четырех лет».
«Российские технологии сейчас не в состоянии заместить то, что предлагают иностранцы. Так исторически сложилось: там (на Западе) компании полстолетия спокойно работают и развиваются, при них целые исследовательские институты работают. В России же нефтесервисная отрасль пережила не одну реформу и скорее борется за выживание, чем развивается», — говорит Нуриев.
Единственный действующий российский проект на арктическом шельфе — Приразломное месторождение «Газпрома». «Роснефть», заключившая соглашения о работе на шельфе с ExxonMobil, Eni и Statoil, планирует пробурить первую скважину в Карском море в августе 2014 года. Представители «Газпрома» и «Роснефти» не комментируют возможные санкции.
Проектам нефтяников на суше новые санкции не так опасны, отмечают опрошенные РБК сотрудники нефтяных и нефтегазовых компаний. Основная часть оборудования, которое закупают нефтяные компании (турбины, компрессоры и др.), имеет российские аналоги, говорит сотрудник одной нефтяной компании. Единственная вещь, которой не хватает российским производителям, — оборудование для ГРП (гидроразрыв пласта), подчеркнул он.
«Нефтянка довольно консервативна. Если нельзя будет использовать технологии последнего поколения, еще несколько лет можно будет обойтись и средствами предыдущего поколения, — добавляет Нуриев. — Это как в медицине, можно суперсовременными средствами лечить, а можно активированным углем. То есть какое-то время мы на суше еще прокатимся на старых технологиях».
А, по мнению президента некоммерческого объединения «Союзнефтегазсервиса» Игоря Мельникова, на разработку собственных программно-аппаратных средств для нефтегазового сектора уйдет два-три года, в течение которых компании смогут пользоваться уже ранее приобретенными технологиями. К тому же, по его мнению, несмотря на потенциальные санкции, сотрудничество с западными компаниями может продолжаться через посредников.
Технологические санкции ударят по ведущим американским нефтесервисным компаниям: Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes, которые сотрудничают с нефтегазовыми партнерами в России, ведя разведку сложно извлекаемых запасов российской нефти, отмечает FT. При всем давлении властей частные компании не смогут себе позволить потерять российский рынок, считает сотрудник российской нефтесервисной компании. Годовая выручка Schlumberger на российском рынке — около 3 млрд долл., Weatherford — около 1 млрд долл., Halliburton и Baker Hughes — по 0,5 млрд долл., перечисляет он. Даже если этим компаниям запретят поставлять высокотехнологичное оборудование в Россию, их потери будут больше. Российские компании смогут найти аналоги в Китае, где западные компании производят половину своих продуктов.
«Анализ зависимости от поставок высокотехнологичного оборудования, который был проведен Минэнерго в момент первых санкций, показал, что большие объемы законтрактованы, — сказал представитель Минэнерго. — Отказ от выполнения обязательств повлечет штрафы». По оценкам экспертов Минэнерго, в ближайшие три года серьезного влияния введение технологических санкций не окажет.