Облигация сроком в неделю
Российские эмитенты могут получить возможность выпускать очень короткие облигации, например со сроком погашения в одну неделю. Это позволит им финансировать кассовые разрывы за счет публичных заимствований, а не кредитов банков или векселей.
Центральный банк намерен разрешить российским компаниям выпускать облигации «пачками»: эмитент сможет зарегистрировать проспект эмиссии один раз, а потом делать несколько выпусков на его основе. Это будет называться «программа эмиссии». «В проспекте такой программы должно быть указано, что это не единичный выпуск и что компания собирается в оговоренный период времени эмитировать несколько выпусков на абсолютно таких же условиях, — пояснил вероятный механизм главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин. — В итоге проспект проходит проверку в ЦБ один раз, а эмиссий может быть несколько».
Такое решение принято в ЦБ, сказал в четверг первый зампред ЦБ Сергей Швецов на конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Оно позволит компаниям выпускать облигации со сроком погашения, например, в одну неделю. Такие бумаги нужны, например, для финансирования кассовых разрывов. Сейчас их никто не выпускает, потому что процедура изучения проспекта в ЦБ занимает несколько месяцев. «Сегодня этот кластер занят векселями и чем-то еще. Но пока я не видел ни одного выпуска недельных облигаций. Это позволит крупным эмитентам, в том числе и Минфину, который заинтересован в краткосрочных бумагах, выпускать больше ликвидных инструментов. И не важно, это будут недельные облигации или пятнадцатилетние», — сказал Швецов.
Краткосрочные бумаги будут пользоваться спросом, уверен управляющий директор «БКС Брокер» Олег Чихладзе. «В мире такой инструмент называется коммерческими бумагами. Их, как правило, выпускают крупные эмитенты, например Coca-Cola или General Electric. Российским крупным компаниям тоже будет удобно покрывать свои кассовые разрывы с помощью недельных или двухнедельных бумаг», — говорит Чихладзе. Сегодня, по его словам, покрывать кассовый разрыв приходится с помощью банковских кредитов или векселей. «У банка не всегда есть необходимая ликвидность в полном объеме, а вексель — это в принципе очень неудобный инструмент, чреватый мошенничеством. Облигации — намного более удобный вариант», — уверен Чихладзе.
Покупатели таких бумаг тоже найдутся. «Они будут интересны крупным государственным и частным банкам», — говорит Чихладзе. «Короткие бумаги будут очень востребованы управляющими денежными фондами, а также в периоды высокой турбулентности на рынке», — говорит аналитик по кредитному анализу ИК «Атон» Ринат Кирдань. Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков «Открытие-Брокер», полагает, что интерес к недельным облигациям могут также проявить казначейства банков. Он будет вызван тем, что ЦБ планирует автоматически включать в ломбардный список все допэмиссии, если включена первая из программы.
Швецов уверен, что это решение способно «в разы увеличить интерес к российскому рынку облигаций». Однако участники рынка его уверенности не разделяют. «Такая мера в случае ее принятия может расширить ломбардный список, облегчить и автоматизировать операции РЕПО с ЦБ. Но эта мера не сможет резко увеличить объемы качественных бумаг на рынке, а также не заставит инвесторов автоматически брать на себя более высокие риски в условиях слабого роста экономики. Таким образом, говорить о том, что в результате этих мер рынок облигаций удвоится за год, вряд ли стоит», — говорит Бушуев.
Есть и другое мнение: планы ЦБ могут даже утроить российский рынок облигаций, полагает старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков. «Главное, чтобы в кризисное время Банк России не обнаружил, что на балансе скопились лишние несколько миллиардов рублей в коммерческих бумагах, по которым банки будут отказываться выполнять вторую часть РЕПО, поскольку заемщики неплатежеспособны. Необходимо тщательно прописать правила для коммерческих бумаг, иначе банки принесут все свои портфели коротких кредитов в ЦБ», — говорит Бизиков.
По состоянию на 1 января 2014 года объем рынка рублевых облигаций в обращении составил 9,4 трлн руб. по номинальной стоимости. Из них 3,7 трлн пришлось на рынок ОФЗ, а 5,2 трлн руб. — на рынок корпоративных облигаций.