Мартовская распродажа
Россия в марте сократила свои вложения в казначейские облигации США на 25,8 млрд долл., до 100,4 млрд, свидетельствуют опубликованные в четверг данные американского Министерства финансов. По мнению экономистов, подобная продажа, хотя и прошла на фоне обострения ситуации на Украине и угроз санкций со стороны Запада, в первую очередь была продиктована необходимостью экстренной поддержки рубля.
В марте 2013 года Россия владела американскими гособлигациями на 153 млрд долл. За последний год она то уменьшала, то наращивала эти резервы, но месячные продажи не превышали 10 млрд долл. В середине марта этого года The Financial Times сообщила, что из-за угрозы санкций Россия могла вывести из американских госбондов около 100 млрд долл. Однако нынешняя отчетность Минфина США свидетельствует, что эта цифра оказалась в четыре раза меньше.
Подобная продажа, скорее всего, была связана с необходимостью экстренной поддержки рубля, а вовсе не с желанием ускорить выход из американских активов на фоне украинского кризиса, считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. «Это сопоставимо с объемом мартовских валютных интервенций ЦБ на поддержание рубля. Тогда события были достаточно неожиданными, и ЦБ мог продавать облигации быстрее, чем расходовать валюту на поддержание рубля, чтобы сформировать комфортный запас ликвидности», — сказал эксперт.
В марте нетто-продажи Банком России долларов составили рекордные 22,296 млрд (скачок в 3,6 раза по сравнению с февралем). Однако уже в апреле, когда ситуация несколько стабилизировалась, Банк России сократил нетто-продажи американской валюты до 2,402 млрд. В то же время, «если ЦБ продолжит продажу валюты, то, исходя из нынешней экономической ситуации, ему будет удобнее и далее для этих целей распродавать казначейские облигации США», полагает Евгений Надоршин.
По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, процесс диверсификации российских валютных резервов продолжается, но носит постепенный характер. «ЦБ вкладывает в низкорисковые облигации, соответственно, ему нужны большие долговые рынки, — сказала Орлова. — По мере погашения бондов США ЦБ будет переводить деньги на другие рынки, в том числе в Европе, но маловероятно, что большими портфелями».
По состоянию на начало марта международные резервы России составляли 493 млрд долл., но к 1 мая сократились до 472 млрд долл.