Лента новостей
Путин заявил о ведении переговоров о возвращении западных компаний 02:03, Новость В Италии поручили вызвать посла России из-за критики президента 01:36, Новость Российский вратарь отбил пенальти и вывел клуб в 1/4 финала Лиги Европы 01:34, Статья Мирра Андреева победила украинку в четвертьфинале турнира в Индиан-Уэллсе 01:24, Статья Путин поговорил с наследным принцем Саудовской Аравии 01:18, Статья Пашинян заявил, что признание геноцида армян не является приоритетом 01:05, Новость США не продлили лицензию на расчеты за энергоресурсы России 00:58, Статья Захарова назвала «гнилым лицемерием» выступление Подоляка на русском 00:32, Новость CBS сообщил о введении администрацией Трампа санкций против России 00:10, Статья Бизнес начал возвращать «забытую» практику выплат премий 00:00, Статья Bloomberg узнал о снятии санкций ЕС с троих россиян по требованию Венгрии 13 мар, 23:46, Статья Журналист «Коммерсанта» попал под обстрел в Суджанском районе 13 мар, 23:41, Новость Во Франции приняли резолюцию об изъятии активов России для помощи Украине 13 мар, 23:10, Новость Зеленский оценил слова Путина о согласии на перемирие 13 мар, 23:00, Статья В Киеве исключили «Минск-3» и заморозку конфликта с Россией 13 мар, 22:40, Статья В районе пожара в Новороссийске выявили превышение ПДК вредных веществ 13 мар, 22:29, Новость Канада выделила Украине первый транш из доходов от активов России 13 мар, 22:05, Статья В Суджанском районе нашли 150 человек из числа пропавших без вести 13 мар, 22:01, Новость
Газета
Безодежное положение
Газета № 092 (1867) (2605) //1273 Общество,
0

Безодежное положение

Московские торгцентры и их арендаторы фиксируют снижение покупательского трафика
Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Российские продавцы одежды первыми ощутили сокращение спроса: впервые за многие годы в высокий сезон — март—апрель — ритейлеры проводят распродажи и промоакции, чтобы привлечь покупателей.

Не до покупок

По данным компании Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая центры «Мега», Vegas, «Золотой Вавилон», «Афимолл»), с середины марта по середину мая падение покупательского трафика в московских моллах составило 6,1%. Сильнее всего — на 11,5% — покупательский поток снижался в период с 14 по 20 апреля: в среднем один торгцентр посещали 545 человек на 1000 кв.м. в день против 613 человек в этот же период 2013 года. Это связано как с размытием покупательского потока из-за ввода новых торговых площадей в Москве, так и с сокращением спроса, уверен президент Watcom Group Роман Скороходов.

Люди стали меньше ходить в магазины и предпочитают не тратить деньги, считает вице-президент сети магазинов одежды Sela (включает более 400 торговых точек) Эдуард Остроброд.

Владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко считает, что сработал психологический эффект: сообщения о событиях на Украине сменяются информацией о новых санкциях со стороны Европы и США, плюс все наблюдают колебания курсов валют. «Покупатели стараются спасти накопления и вкладываются, например в недвижимость. А вот одежда — это одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов», — считает Ярошенко.

Еще один фактор, который сказывается на выручке магазинов, — это сокращение потребительского кредитования, считает вице-президент группы «Новард» (владеет обувной сетью «Эконика») Сергей Саркисов. Рынок розничных кредитов был сильно перегрет, поэтому банки по рекомендации ЦБ ужесточили требования к заемщикам. В первом квартале 2014 года объем кредитов физическим лицам вырос всего на 2,7%, в то время как за аналогичный период прошлого года рост составлял 4,7%. У некоторых банков портфель кредитов вовсе сократился: у «Ренессанс Кредита» — на 1,7%, у Хоум Кредит Банка — на 5,2%, у «Русского стандарта» — на 0,7%, у ОТП Банка — на 1,2%.

Вынужденные скидки

Одежные ритейлеры с начала весны фиксируют замедление роста продаж и даже падение, особенно в регионах, рассказал РБК Остроброд из Sela. Продажи очень нестабильны, согласен Ярошенко из Baon. Так, в феврале, когда начались общеполитические и экономические проблемы, Baon зафиксировала падение сопоставимых продаж (в одних и тех же магазинах) на 5%. В марте продажи выросли на 14%, но в апреле прироста не было, а май начался с отрицательной динамикой, говорит Ярошенко.

По словам Остроброда, количество вещей в чеке уменьшается, люди предпочитают покупать все с большими скидками. В итоге Sela пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг — продажи не упали, но снизилась рентабельность, говорит он. Такая же ситуация у продавца мужской одежды Henderson — для поддержания продаж приходится проводить больше акций, рассказал ее владелец Рубен Арутюнян.

Февраль был очень хорошим, а март и апрель — фактически провальными, говорит основной владелец Bosco di Ciliegi (мультибрендовые бутики Bosco Donna, Bosco Uomo, Bosco Bambino, магазины спорттоваров Bosco Sport, ювелирные бутики Sublime by Bosco) Михаил Куснирович. Продажи в феврале у Bosco di Ciliegi выросли на 23% к февралю 2013 года — в основном за счет реализации товаров с олимпийской символикой. В апреле и марте наблюдалось падение, и в итоге с 1 февраля к концу мая выручка увеличилась только на 7%, говорит Куснирович.

«Прямо скажем — ожидали большего», — сетует он. В мае продажи идут хорошо, что связано с ранним потеплением: например, в ГУМе за это время трафик вырос на 11%. «Это необычная ситуация: как правило, май очень плохой, а в июне продажи растут одновременно с началом скидок. Но все равно на этот год мы имеем сдержанно-оптимистичный прогноз, заказы на летнюю коллекцию 2015 года даже немного сократили», — рассказывает бизнесмен.

В обувном ритейле наблюдается та же тенденция, говорит Саркисов из «Новарда» («Эконика»). По его словам, за март—апрель сопоставимые продажи упали на 8% по всей сети, а в отдельных магазинах еще сильнее: из-за этого «Эконика» уже ведет переговоры с торговыми центрами о пересмотре валютных ставок аренды. Общее падение покупательского трафика в сети составило за март—апрель 12%. По словам топ-менеджера, в первые 20 дней мая также есть падение сопоставимых продаж на 4%, но за счет последних десяти дней он надеется «выйти в нуль».

Впервые за многие годы в самый высокий сезон — апрель — обувные торговцы активно проводили промоакции, отметил Саркисов: компании предлагали дополнительные скидки постоянным клиентам, а покупка второй пары обуви стимулировалась скидками вплоть до 50%.

В этом году при самом оптимистичном прогнозе темпы роста рынка одежды не превысят 2—4%, а в пересчете на доллары и евро продажи даже сократятся на 5—10%, считает директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. В 2013 году, по ее данным, рынок вырос на 4%, до 1,6 трлн руб.

Вместо одежды

Продавцы строительных материалов, товаров для дома и мебели, наоборот, в марте—апреле фиксируют рост покупательского потока и, соответственно, выручки. В IKEA за последние восемь недель прирост продаж составил 13% к такому же периоду 2013 года, сообщили РБК в пресс-службе компании. Рост количества посетителей «остается стабильным», и, скорее всего, это связано с началом весенне-летнего периода, когда люди по традиции больше внимания уделяют обновлению дома после зимы и обустройству дачи, говорит представитель компании.

В Leroy Merlin продажи тоже растут, говорит директор по маркетингу сети Филипп Мужо. Он связывает это с ранней весной, закрытием нескольких московских строительных рынков, а также с девальвацией рубля — есть тенденция к тому, что клиенты предпочитают потратить накопления на товары, которые в будущем могут подорожать.

У сети мебельных магазинов Hoff c начала года сопоставимые продажи выросли более чем на 15%, а в марте—апреле рост был более 20%, говорит совладелец сети Михаил Кучмент. Покупательский поток в марте—апреле вырос на 10%, с начала года — более чем на 5%. Доля выданных потребительских кредитов в сети осталась на уровне 2013 года.

В Watcom считают, что повышение спроса на стройматериалы и мебель может быть связано с тем, что люди решили сохранить накопления, вложившись в недвижимость, и сейчас обустраивают приобретенное жилье.

С начала года банки отмечали повышенной спрос на ипотечные кредиты. Сбербанк сообщал, что в первом квартале этого года портфель ипотечных кредитов вырос на 80%, до 255 млрд руб. ВТБ24 за тот же период выдал на 63,3% больше ипотечных кредитов, чем в аналогичный период 2013 года. Спрос на ипотеку фиксировал и Delta Credit: количество поданных заявок на ипотеку за первые три месяца года увеличилось более чем вдвое.