Санкции до икры доведут
Лидеры стран Евросоюза на саммите 27 мая обсудят результаты сразу двух выборов, прошедших в минувшие выходные: в Европарламент и на пост президента Украины. Европейские политики, в частности, должны определить, насколько «честным и мирным» было голосование на Украине и стоит ли наказывать Россию новыми санкциями. В этот раз Запад может ввести против российской экономики болезненные ограничения, которые затронут широкий спектр товаров — от бриллиантов и черной икры до нефти и газа.
Документ содержит три различных по уровню жесткости сценария экономических мер против России, передает агентство Reuters, в распоряжении которого оказался двухстраничный проект расширения санкций. На протяжении последнего месяца он обсуждался в странах ЕС, и именно он будет рассматриваться во вторник. То, что украинские выборы внесены в повестку встречи лидеров стран ЕС, подтвердили в пресс-службе главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон.
Согласно документу, сценарий «низкой интенсивности» воздействия подразумевает ограничение импорта из России товаров роскоши, которые включают бриллианты, драгоценные металлы, меха, водку и икру. В отношении экспорта ЕС может ограничить продажу удобрений, химикатов, покрышек и кораблей. В список не попадут компоненты для металлургической и атомной промышленности, но ограничения могут коснуться экспорта и импорта вооружения.
«Средняя» программа санкций включает ограничение торговли и инвестиций, которые имеют отношение к финансовому сектору и свободному движению капитала. Также в списке значится эмбарго на импорт угля, ограничения для морского и наземного транспорта, а также временное ограничение инвестиций в российский ТЭК.
Самый жесткий сценарий подразумевает ограничения в отношении рынка капитала, включая возможный запрет инвестирования в российскую экономику и жесткое применение правил европейских регуляторов в отношении любых активов российских компаний, которые хранятся в ЕС. Наконец, полный запрет импорта нефти и газа из России.
Один из дипломатов сообщил Reuters, что на саммите будет обсуждать некий комбинированный набор мер из различных категорий. «Корзина конкретных мер уже приготовлена… это меры из всех трех сценариев, включая санкции против финансового, энергетического и оборонного секторов», — заявил источник агентства.
О введении санкций против реальных секторов экономики России американские и европейские политики говорят давно. США уже выразили готовность рассмотреть санкции в отношении секторов российской экономики — банковского, энергетического, оборонного и горнодобывающего (юридическую базу подготовил указ президента Барака Обамы от 20 марта). Европе, учитывая тесные связи многих стран — членов союза с Россией, прийти к единому мнению гораздо труднее. В первую очередь санкции против Москвы могут бумерангом ударить по Италии, Греции, Германии, Кипру и Австрии.
Тем не менее согласие на дальнейшие санкции, если в них возникнет необходимость, дала даже канцлер Германии Ангела Меркель, которая долгое время настаивала на необходимости разрешения конфликта исключительно путем переговоров. Соратник Меркель по Христианско-демократической партии, министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле также заявил, что «если Россия не будет следовать правилам», то Германия готова увеличить «политическое и дипломатическое давление на нее». Обвинения в том, что Берлин опасается жестко разговаривать с Москвой из-за тесных связей немецких корпораций с Россией, Шойбле назвал «неверными и чрезмерно упрощенными». По словам политика, немецкий бизнес согласился с тем, что международная стабильность превыше коммерции.
Согласно оценке аналитиков Deutsche Bank, Европа может позволить себе ввести самые серьезные ограничения против России. «Украинский кризис и дальнейшие санкции не пройдут бесследно для темпов восстановления европейской экономики, однако если смотреть на распределение затрат, то окажется, что Запад может позволить себе быть жестким в отношении Москвы, — говорится в исследовании банка. — Даже если санкции приведут к сокращению российской экономики на 10%, воздействие на ее главного торгового партнера в Европе — Германию — будет минимальным и составит около 0,5 п.п. от роста экономики ФРГ в 2014 году».