Триумф Ле Пен
![Фото: EPA](http://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1180xH/media/img/9/00/754553325721009.jpeg)
Националисты и евроскептики получили треть мест в Европарламенте. Триумфатором завершившихся в воскресенье в странах ЕС выборов стал «Национальный фронт» Марин Ле Пен, одержавший победу во Франции. Европа радикализуется на фоне недовольства населения жесткими антикризисными реформами, политикой бюджетной экономии и миграционными проблемами, отмечают аналитики.
В целом партии националистического толка и противники дальнейшей интеграции ЕС заняли 230 из 751 места в Европарламенте, увеличив свое представительство до 30,6% (с 20,4% на выборах 2009 года). «Растущая популярность правых партий — главный вызов для Евросоюза. Очевидно, что их поддержка обусловлена как самим экономическим кризисом в еврозоне, так и политикой ЕС по борьбе с ним, — сказал РБК политолог Лондонской школы экономики Джордж Кирис. — У населения разных частей Европы есть и свои особые причины голосовать за правых. Например, в Греции это связано с притоком в страну нелегальных иммигрантов из соседних бедных регионов, в других странах, включая Великобританию, — с усилением позиций евроскептиков». Партии, наподобие «Национального фронта» Ле Пен, успешно воспользовались кризисом в еврозоне, отметил аналитик.
«Европа нас разочаровала. Ей нужно снова дать надежду, чтобы она стала более сильной, более сплоченной и более справедливой», — прокомментировал победу «Национального фронта» премьер-министр Франции Мануэль Вальс. Он сравнил результаты голосования с землетрясением и заявил о необходимости как ответных действий ЕС, так и реформ в самой Франции, направленных на преодоление кризиса доверия к политикам.
Переворот по‑французски
Впервые за свою 42‑летнюю историю «Национальный фронт» занял первое место на общенациональных выборах во Франции. По сравнению с предыдущими выборами количество поданных за националистов голосов выросло в четыре раза, а число проведенных в палату депутатов — в восемь раз, до 24.
Марин Ле Пен, возглавив партию в январе 2011 года, взяла курс на расширение ее электоральной базы. Для этого пришлось исключить из партийной идеологии некоторые одиозные положения и смягчить ультранационалистическую риторику, что сделало «Национальный фронт» более респектабельным. «Стратегия партии Ле Пен на свою легитимизацию оказалась вполне успешной», — цитирует Bloomberg главу службы опросов института IFOM Фредерика Даби.
Однако главная причина успеха Ле Пен — в нарастании недоверия европейцев к надгосударственным структурам ЕС. Не случайно накануне выборов экс-президент Франции Николя Саркози, понимая, что его правоцентристский Союз за народное движение, по опросам, уступает националистам, призвал ограничить иммиграцию и провести административную реформу ЕС. Однако «оседлать популистскую волну» Саркози не удалось — его партия получила по итогам воскресных выборов лишь 21% и 20 мест в Европарламенте (в 2009 году — 28% и 27 мест).
С кем придется считаться Меркель
Европейским лидерам, которые активно продвигают идею дальнейшей евроинтеграции, в первую очередь канцлеру Германии Ангеле Меркель, теперь станет труднее добиваться от Европарламента проведения необходимых законопроектов. Им придется договариваться с политическими лидерами, которых они еще недавно могли игнорировать. Например, в ФРГ евроскептикам из «Альтернативы для Германии» удалось получить 7% голосов и семь мест в Европарламенте (на парламентских выборах прошлой осенью партия набрала 4,7% голосов и не прошла в бундестаг). Партия была основана в феврале 2013 года, а среди ее отцов-основателей преобладали университетские профессора, недовольные экономической политикой Еврокомиссии.
Пятую часть голосов и четыре депутатских портфеля получила Партия свободы Австрии. За пять лет с последних выборов в Европарламент движение смогло удвоить свои результаты. Партия заявила о готовности сформировать коалицию с «Национальным фронтом» и другими националистическими движениями в новом Европарламенте. По законам ЕС фракция может быть создана минимум из 25 депутатов, представляющих семь из 28 стран объединения.
Другая Партия свободы — нидерландская правая партия Герта Вилдерса — получила 13,3% голосов и провела по квоте страны четырех депутатов. Столько же мест в Европарламенте досталось социал-либералам из «Демократов 66» и умеренным консерваторам из «Христианско-демократического призыва». Правящая сейчас в стране либеральная Народная партия за свободу и демократию пришла четвертой (три депутатских мандата).
В Великобритании победу праздновала Партия независимости (UKIP), лидер которой Найджел Фэрадж возглавляет фракцию «Европа за свободу и демократию» — крайне правую из существующих ныне фракций Европарламента. Ровно треть депутатов по квоте страны, 24 из 73, будут представлять евроскептиков из UKIP. «Весь «европейский проект» — ложь. Я не только хочу, чтобы Британия вышла из ЕС, я хочу, чтобы Европа вышла из ЕС», — заявил Фэрадж. Как пишет Reuters, успех UKIP повлияет на премьер-министра Дэвида Кэмерона и тот сдержит обещание в 2017 году провести референдум по выходу страны из ЕС.
В Греции, которая наиболее серьезно пострадала от экономического кризиса и заняла у международных кредиторов 230 млрд евро, первое место прогнозируемо заняла леворадикальная коалиция «Сириза» (шесть евродепутатов). Сенсацией, однако, стало то, что третье место и право провести двух депутатов получила ультранационалистическая партия «Золотая заря». Движение, называемое своими противниками неонацистским, находится на грани запрета: осенью 2013 года один из членов партии был обвинен в убийстве левого активиста. Вскоре после этого почти все руководство «Золотой зари» (включая нескольких депутатов греческого парламента и лидера партии Николаоса Михалолиакоса) было арестовано.