Лента новостей
Потенциал до 65%: 5 акций с хорошими перспективами роста в 2025 году 10:51, Статья Умер бывший главный тренер сборной России по волейболу Даниэле Баньоли 10:50, Статья Зачем нужен статус «квала» в России 10:40 Названы районы Москвы с самым дорогим жильем 10:36, Статья Сборная Канады сенсационно проиграла Латвии на молодежном ЧМ по хоккею 10:32, Статья Что начинающему селлеру будет трудно продать на маркетплейсе — 9 карточек 10:32, Статья В полиции назвали вероятным убийцей четырех детей под Тверью их отца 10:30, Новость Магнуса Карлсена сняли с чемпионата мира по рапиду из-за джинсов 10:18, Статья Правительство запретило IP-телефонию 10:13, Статья Кто такие белые хакеры и как ими становятся 10:12 Военная операция на Украине. Онлайн 10:11, Онлайн Россияне ездили в командировки за границу на 12% чаще, чем по стране 10:06, Статья В Уссурийской таможне объяснили многочасовую задержку туристов 10:04, Новость Итоги года: как изменилось приложение «Мажордом» за 2024 год 10:00 ФСБ показала допрос подозреваемого в покушении на офицера и блогера 09:59, Статья На пути к лекарственному суверенитету: опыт экосистемы Москвы 09:50, Статья Операция «Святой лосось»: как рыбная мафия взбудоражила экономику Чили 09:48, Статья СВР заявила о подготовке США и Британией атак на базы России в Сирии 09:44, Новость
Газета
Кто заплатит за нефтяные маневры
Газета № 097 (1872) (0206) //1556 Общество,
0

Кто заплатит за нефтяные маневры

Рост налогов на добычу ударит по нефтеперерабатывающим заводам, химикам и авиакомпаниям
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который должен стать ответом на создание Евразийского экономического союза, обойдется российским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в 2,4 млрд долл. в год, еще 3,4 млрд придется выложить промышленным потребителям топлива, подсчитали аналитики «ВТБ Капитала». К понедельнику чиновники должны подсчитать, как минимизировать их убытки.

Варианты налогового маневра в нефтяной отрасли должны быть просчитаны уже в понедельник — такое поручение давал вице-премьер Аркадий Дворкович. В интервью ИТАР-ТАСС он рассказал, что вариантов два, и лишь один из них предполагает собственно маневр.

Это вариант Минфина, он предлагает форсированное снижение экспортной пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла — более чем наполовину в 2016 году. Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство предлагает повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в два раза: до 1005 руб. на тонну в 2016 году против текущих 493 руб. Повышение цен на внутреннем рынке будет сдерживаться с помощью существенного снижения акцизов.

Альтернативный вариант — более растянутый по времени пересмотр графика изменения пошлин и НДПИ, пояснил Дворкович. По подсчетам Минэнерго, такой маневр может завершиться после 2018 года, до этого момента НДПИ будет расти, а экспортные пошлины — снижаться незначительными темпами. В Минэнерго отказались комментировать свои предложения.

На прошлой неделе налоговый маневр обсуждался дважды, окончательных решений пока не принято. Какими бы они ни были, за снижение экспортной пошлины «кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники», говорит РБК директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. Четвертого не дано, поэтому маневр и дается нелегко, поясняет он.

Аналитики «ВТБ Капитала» считают, что за форсированный нефтяной маневр по схеме Минфина заплатят переработчики нефти и промышленные потребители топлива в России. По их оценкам, самую большую сумму — 6 млрд долл. — будут терять в год белорусские НПЗ. Но на такую сумму сейчас перечисляет Минск экспортную пошлину на нефтепродукты в российский бюджет по двусторонним договоренностям.

Суммарная нагрузка на российских производителей вырастет больше — они почувствуют на себе повышение НДПИ в виде более высоких цен на нефть. Независимым НПЗ маневр обойдется в 2,4 млрд долл. в год, промышленные потребители топлива, прежде всего электростанции, и покупатели темных нефтепродуктов (бункеровочный бизнес) будут вынуждены платить больше на 1,9—3,4 млрд долл. Авиакомпании потеряют 1 млрд долл., 1,3 млрд — нефтехимики, 1,5 млрд — переработчики газового конденсата, такие как «Сибур». Итого — 8,1—9,6 млрд долл.

Из числа вертикально интегрированных нефтяных компаний нагрузка вырастет на «Башнефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, прогнозируют эксперты. А вот такие компании, как «Татнефть» и «Сургутнефтегаз», в структуре производства которых доминирует добыча нефти, но мало переработки, могут оказаться даже в выигрыше.

Это устранит «перекосы» на внутреннем рынке, возникающие из-за пониженных цен на нефтепродукты вследствие высоких пошлин, считают в Минфине. С другой стороны, устранение таких «перекосов» может привести к чрезмерному и весьма болезненному для потребителей росту цен внутри страны. Чтобы этого не допустить, помимо повышения НДПИ придется снижать акцизы на нефтепродукты, рассуждает Трунин. И это тоже проблема, поскольку акцизы «закреплены в виде источника для формирования дорожных фондов».

Новых совещаний по налоговому маневру пока не назначено, сказала РБК пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина. Вице-премьер не исключил, что этот вопрос будет обсуждаться на заседании президентской комиссии по стратегическому развитию ТЭК в Астрахани.

Нефтяной маневр — вынужденная мера. Сохранение экспортной пошлины на действующем уровне с учетом достигнутых договоренностей с Белоруссией и Казахстаном по созданию Евразийского экономического союза с последующей отменой белорусской схемы означало бы субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на 180—200 млрд руб. в год, говорит Трунин.

Еще одна проблема — что делать со льготами по НДПИ, которые с ростом этого налога станут более чувствительными для бюджета. Параметры этих льгот придется пересматривать, а это пугает нефтяников, отмечает Трунин. Еще одно их опасение связано с тем, что ФАС и другие регуляторы не позволят поднимать цены на внутреннем рынке до экономически обоснованного уровня. Также нужно думать над компенсацией дополнительных издержек потребителям неподакцизных нефтепродуктов: авиакеросина, прямогонного бензина для нефтехимии.