Красная карточка для BNP Paribas
Минюст США готовится оштрафовать французский BNP Paribas более чем на 10 млрд долл. за операции с лицами и компаниями в Иране, Судане и на Кубе, сообщила The Wall Street Journal (WSJ). Это может стать рекордным штрафом за нарушение санкционного режима и серьезным предупреждением международным корпорациям, которые будут вынуждены вдвойне внимательно следить за своей работой в проблемных странах, включая Россию.
По данным американских властей, BNP Paribas в период с 2002 по 2009 год проводил транзакции клиентам в Иране, Судане и на Кубе — странах, против которых США ввели финансовые санкции. По французскому и общеевропейскому законодательству такие действия не являлись правонарушением. Однако сделки осуществлялись в американских долларах, поэтому попали в поле зрения Управления по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США.
Рекордный штраф
Первоначально ожидалось гораздо более мягкое наказание: в апреле BNP Paribas сообщил, что ему придется заплатить около 1,1 млрд долл., чтобы урегулировать претензии Минюста США. К середине мая прокуроры, по данным Bloomberg, однако, уже настаивали на 3,5 млрд долл. Тот факт, что сумма штрафа может превысить 10 млрд долл., источники Businessweek в Минюсте объясняют нежеланием BNP Paribas сотрудничать со следствием. В то же время знакомый с положением дел в банке источник WSJ утверждает, что на запросы властей Штатов руководство BNP Paribas «отвечало своевременно». При этом банк провел внутреннее расследование, в ходе которого был раскрыт «значительный объем транзакций, которые могут быть признаны недопустимыми по законодательству США».
Окончательное соглашение может быть подписано в течение нескольких недель, пишет Businessweek. Если штраф действительно превысит 10 млрд долл., то будет установлен абсолютный рекорд выплат за нарушение режима санкций. До этого пальму первенства держал британский HSBC, уплативший в декабре 2012 года 1,92 млрд долл. за транзакции также за сотрудничество иранскими организациями. Крупнейший штраф, наложенный на отдельный банк, заплатил в прошлом году JP Morgan — 13 млрд долл. — за махинации с ипотечными ценными бумагами.
Козыри Дяди Сэма
Сейчас американские прокуроры и руководство банка ведут переговоры о сумме отступных. Власти США принуждают банк заплатить гораздо больше 10 млрд долл., поскольку «размер транзакций BNP Paribas в нарушение американских законов позволяет принять еще более суровые финансовые меры», утверждают источники Businessweek.
Исследование Citigroup показало, что штраф в 10 млрд долл. уменьшит реальную балансовую стоимость банка на 5%. Однако возможно, что многомиллиардный штраф станет не самой тяжелой для банка частью соглашения.
Еще в марте глава департамента финансовых услуг Нью-Йорка Бенджамин Лоуски заявлял, что Минюсту нужен «креативный подход» к наказаниям корпораций, выходящий за рамки штрафов, в частности, временный запрет на определенные виды деятельности. Сейчас Лоуски, как сообщила WSJ, предлагает включить в итоговую договоренность временный запрет BNP Paribas на осуществление переводов в американской валюте. Это поставит под удар отделения банка в США, в том числе инвестиционные подразделения, по большей части оперирующие американской валютой.
Основной актив BNP Paribas в США — BancWest, в который входят банки Bank of the West и First Hawaiian Bank. По итогам 2012 года доналоговая прибыль BancWest составила 1,1 млрд долл. Инвестиционное же подразделение BNP Paribas CIB показало в 2012 году выручку в размере 12,8 млрд долл. и доналоговую прибыль в 2,6 млрд долл. соответственно. Источники WSJ сообщают, что партнеры BNP Paribas на Уолл-стрит уже высказывают тревогу по поводу возможного запрета на долларовые транзакции, а руководство самого банка поставило в известность Вашингтон о катастрофических последствиях такого шага.
С прицелом на Россию
Крупные штрафы и ограничения на операционную деятельность — главные инструменты властей США, при помощи которых они заставляют международные корпорации соблюдать санкционный режим. В начале февраля, еще до начала украинского кризиса и введения санкций против России, колумнист WSJ Сэмюэл Рубенфельд отметил возросшую роль OFAC и необходимость банков проверять свои транзакции, чтобы даже случайно не нарушить введенные санкции. Рубенфельд привел слова бывшего сотрудника американского Минфина Хуана Сарате: «OFAC — это самое влиятельное из малоизвестных ведомств США, большинству компаний и банков не стоит его игнорировать. Более того, контрольно-правовые отделы построены вокруг санкционных правил OFAC».
Ужесточение политики американских регуляторов в отношении нарушителей можно объяснить и политическими мотивами. В условиях санкций против России, Сирии и других стран контрольно-правовые отделы крупных корпораций будут вынуждены тщательно перепроверять свои транзакции: не касаются ли они попавших под санкции лиц и компаний. «Правительство США осознает важность экономического сдерживания для достижения целей национальной безопасности и внешней политики, — цитирует WSJ профессора Университета Джорджтауна Кристофера Свифта. — На примере Ирана видно: когда эффективность этого инструмента проявляется, конгресс накладывает все больше и больше ограничений».