Триллионы в топку
России необходимо 2,7 трлн долл. инвестиций в развитие энергетической отрасли в 2014–2035 годах. Такой прогноз содержится в представленном во вторник Международным энергетическим агентством (МЭА) докладе World Energy Investment Outlook 2014. Основные вложения должны прийтись на нефтегазовую отрасль.
Без газа никуда
Рост потребности в увеличении добычи и производственных мощностей в первую очередь будет ощущаться в российской газовой отрасли, отмечают аналитики МЭА. Необходимые инвестиции оцениваются в 1,016 трлн долл. (40% от суммарных вложений в энергетику). Из них 715 млрд долл. будет потрачено на разведку и добычу газа, а 301 млрд долл. — на транспортную инфраструктуру. На втором месте по финансовым затратам нефтяная отрасль — 849 млрд долл. На разведку и освоение новых месторождений необходимо потратить 750 млрд долл., в то время как на переработку — 70 млрд, транспортировку — 28 млрд долл.
Российская электроэнергетическая отрасль — на третьем месте по затратам. В ближайшие 20 лет она потребует 614 млрд долл. На угольную отрасль придется 49 млрд долл., еще 212 млрд уйдет на увеличение энергоэффективности российского ТЭК, отмечается в докладе.
Исходя из расчетов МЭА, инвестиции непосредственно в нефтегазовую отрасль России до 2035 года составят 2,086 трлн, или около 104 млрд долл. ежегодно, что вполне соответствует существующим вложениям, сказал РБК старший аналитик «Анкор инвеста» Сергей Вахрамеев. Так, в прошлом году крупнейшие публичные российские нефтегазовые компании инвестировали около 90 млрд долл., а в течение ближайших пяти лет они могут увеличить вложения до 100 млрд долл. в год. В дальнейшем капиталовложения не будут снижаться за счет освоения шельфа, считает Вахрамеев. По его мнению, однако, МЭА завысило оценку инвестиций в энергетику — около 30,7 млрд долл. в год. На одни из крупнейших электроэнергетических компаний «Россети» и «РусГидро» в прошлом году пришлось около 8,5 млрд инвестиций, указывает аналитик.
Где взять ресурсы
В целом объем инвестиций в мировую энергетическую отрасль, включая траты на повышение энергоэффективности, до 2035 года аналитиками МЭА оценивается в 48,1 трлн долл. Из них 7,34 трлн долл. придется на США, 7,33 трлн — на Китай, а 5,38 трлн долл. — на страны ЕС.
Более половины из общей суммы будет потрачено на восполнение снижения производства на нынешних нефтяных и газовых месторождениях, поиск новых источников поставок, строительство нефтеперерабатывающих мощностей и трубопроводов. На этом фоне увеличится зависимость мирового энергетического рынка от стран, которые пока еще серьезно ограничивают доступ иностранных компаний к своим энергоресурсам. «Снижение производства и прекращение добычи — главный инвестиционный вызов для политиков и всей отрасли», — подчеркивается в докладе.
Важную роль в удовлетворении растущих потребностей в ближайшее время будут вновь играть страны Ближнего Востока, а с 2020‑х годов — страны, не входящие в состав ОПЕК. «Хотя бум на сланцевую нефть подтолкнул производство в США на самый высокий за последние 30 лет уровень, что уменьшило зависимость крупнейшего потребителя сырой нефти от импорта, эта тенденция будет затухать, увеличивая важность поставок с Ближнего Востока и из стран ОПЕК», — считают в МЭА.
По мнению экономиста Оксфордского энергетического института Улли Ульсена, среди стран Ближнего Востока наиболее перспективную с точки зрения разработки нефтегазовую ресурсную базу имеет Ирак. А вот на Саудовскую Аравию и Иран мировым потребителям не стоит особенно рассчитывать. «У обеих стран будет серьезно расти внутреннее потребление энергоресурсов, поэтому они вряд ли смогут значительно увеличить экспорт», — сказал РБК эксперт. Что же касается бума на сланцевый газ, то его следует ожидать в таких странах, как Аргентина, хотя масштабы добычи будут несравнимы с американскими, отметил Ульсен.