Налоговый маневр не задался
Вопрос о налоговом маневре в нефтяной отрасли не значится в повестке дня президентской комиссии по ТЭК, которая проходит сегодня в Астрахани, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. На прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович не исключал, что налоговый маневр могут обсудить уже в эту среду. «Вопрос не обязательно должен быть в повестке», — заверил РБК представитель одного из участников заседания комиссии.
В пятницу, 30 мая, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что поручил до 2 июня просчитать варианты изменений в налоговом законодательстве нефтяной отрасли. «Не исключено, что в Астрахани на комиссии по ТЭК этот вопрос (по налоговому маневру. — РБК) будет поднят», — сказал вице-премьер (цитата по ИТАР-ТАСС).
Речь шла о двух предложениях Минфина и Минэнерго. Вариант ведомства Антона Силуанова предполагал, что в течение двух лет, до 2016 года, экспортные пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла будут снижены более чем наполовину. Параллельно будет повышена ставка НДПИ на нефть до 1005 руб. за тонну, то есть более чем в два раза от текущих уровней. С 1 января 2014 года НДПИ на нефть составляет 493 руб. за тонну, с 1 января 2015 года должен составить 530 руб. за тонну без учета маневра. Чтобы сдержать рост цен на нефть и бензин на внутреннем рынке, Минфин предлагал резко снизить акцизы.
Минэнерго же предлагало установить ставку НДПИ на нефть на уровне 625 руб. за тонну с 2015 года и на последующие годы, снизить предельный коэффициент изъятия при расчете ставки экспортной пошлины на нефть с 57 до 51% в 2015 году и на последующие годы и предусмотреть более плавное поэтапное повышение ставок вывозных таможенных пошлин на мазут с 2015 года — 80% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, с 2016 года — 90%, с 2017 года — 100%.
Предметное обсуждение вариантов прошло в понедельник и вторник, рассказали РБК несколько чиновников Белого дома. Рассматривались оба варианта — Минэнерго и Минфина. В понедельник по этому вопросу встречались представители двух ведомств, сказали РБК их представители. Результаты этой встречи неизвестны, в Минэнерго и Минфине отказались комментировать ее итоги. Однако Минфин готов «сдвинуть», то есть ослабить параметры налогового маневра, предложенного этим ведомством изначально, сказал источник РБК в одной из нефтяных компаний, представители которой входят в президентскую комиссию по ТЭК.
По состоянию на вечер вторника работа над предложениями все еще велась, сказал РБК источник в аппарате правительства. Собеседник не исключает, что вопрос может быть затронут на заседании «в рабочем порядке».
Представители Аркадия Дворковича, Минэнерго и Минфина не комментируют ход обсуждения маневра. Ранее директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин говорил РБК, что нефтяной маневр, предлагаемый Минфином, — вынужденная мера. Сохранение экспортной пошлины на действующем уровне после договоренностей с Белоруссией и Казахстаном по созданию Евразийского экономического союза с последующей отменой белорусской схемы означало бы субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на 180—200 млрд руб. в год, оценивал он. Маневр устранит перекосы на внутреннем рынке, возникающие из-за пониженных цен на нефтепродукты вследствие высоких пошлин. Но их устранение может привести к чрезмерному и весьма болезненному для потребителей росту цен. Чтобы этого не допустить, помимо повышения НДПИ придется снижать акцизы на нефтепродукты, говорил Трунин. И это тоже проблема, поскольку акцизы «закреплены в виде источника для формирования дорожных фондов».
Какими бы ни были параметры, за снижение экспортной пошлины «кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники», — признавал Трунин.