Риск-менеджеры увлеклись геополитикой
Геополитический риск впервые вошел в семь наиболее тревожных рисков для финансового рынка Великобритании, свидетельствует опрос Банка Англии. Более того, теперь это второй по значимости риск, уступающий только опасности нового экономического спада (в Британии или во всем мире).
Украинский кризис, формально пока не повлиявший на финансовые отношения России и Европы, беспокоит 57% опрошенных участников рынка, сообщил вчера Банк Англии. Регулятор дважды в год проводит опрос, ориентированный на риск-менеджеров британских банков, крупных иностранных финансовых институтов, девелоперских компаний и управляющих активами — они должны указать пять рисков, которые могут оказать наиболее сильное воздействие на финансовую систему Великобритании.
Геополитический риск вышел на второе место по частоте упоминания респондентами (57%), в то время как еще в октябре лишь 13% опрошенных отмечали этот фактор среди существенных угроз. За все время существования этого опроса Банка Англии (с 2008 года) показатель обеспокоенности геополитикой не превышал 10—13%. В докладе отмечается, что все респонденты в контексте геополитических рисков говорили именно о конфликте России и Украины. Опрос проводился в апреле—мае этого года.
Формально действующие санкции Запада против России не ограничивают финансовые операции с российскими компаниями. В европейском санкционном списке в отличие от американского пока нет даже российских бизнесменов и компаний. Великобритания в дополнение к «адресным» санкциям ЕС ограничилась только приостановкой экспорта в Россию оружия и товаров двойного назначения.
Тем не менее точечные санкции США и постоянно муссируемая тема более широких, «секторальных» санкций вносят серьезные коррективы и в бизнес европейских компаний. К примеру, они вынуждены с особой тщательностью проверять каждую операцию с российскими контрагентами, выясняя, не стоят ли за ними лица, попавшие в американские санкционные списки, или связанные с ними компании. Не случайно, 36% опрошенных Банком Англии назвали геополитический риск наиболее трудной для управления категорией рисков. Лондон — глобальный финансовый центр, и его участники обязаны проявлять особую бдительность в деле соблюдения санкционных режимов.
Даже непреднамеренное нарушение санкций не избавляет компании от жестких штрафов со стороны американских регуляторов. Под горячую руку может попасть любая компания, так или иначе связанная с США (например, имеющая филиал в Америке). Пример французского банка BNP Paribas, который может выплатить властям США более 10 млрд долл. за урегулирование претензий о несоблюдении санкционных режимов в отношении Ирана, Кубы и Судана, заставляет многие компании перестраховываться и отказывать в транзакциях лицам, которые не числятся в санкционных списках.
На прошлой неделе стало известно, что британские банки HSBC и Lloyds Bank отказались финансировать сделку BP с «Роснефтью» по покупке нефти. Британской компании нужен был кредит, чтобы предоставить «Роснефти» предоплату. «Роснефть» не входит ни в какие санкционные списки, но ее глава Игорь Сечин находится под персональными санкциями. Банки испугались не за чистоту перед законом, а за свою репутацию.