Вместо вклада
В первом квартале этого года в крупнейшие управляющие компании пришло около 30 тыс. новых клиентов, следует из статистики Центрального банка. Они выбрали паевые инвестиционные фонды в качестве альтернативы банковскому вкладу в надежде заработать на высокой волатильности или же наоборот — сохранить деньги в период зачистки банковского сектора. Наибольшим спросом пользовались валютные и облигационные фонды, а наибольшую доходность показали ПИФы, инвестирующие в золото.
Клиенты приходят, деньги уходят
Почти 30 тыс. новых пайщиков появилось у 15 крупнейших управляющих компаний за первый квартал 2014 года, следует из статистики Банка России. Управляющим не помешали ни украинский конфликт, ни волатильность на рынке.
Всего на конец марта в 15 крупнейших УК было более 1,8 млн розничных клиентов. Число пайщиков выросло на 1,6% по сравнению с концом 2013 года. Такой приток значителен для сегмента ПИФов — например, ровно год назад эти же УК зафиксировали отток 26 800 клиентов. Значительный приток клиентов в ПИФы начался в четвертом квартале 2013 года — около 30 000 за квартал. До этого момента из розницы УК чаще «утекали» клиенты или приходило незначительно число.
При этом в первом квартале был зафиксирован отток средств пайщиков, из открытых и интервальных фондов утекло 5,3 млрд руб., или 0,9%. Рост числа клиентов — это только один из показателей, напоминает генеральный директор УК «Уралсиб» Юрий Белонощенко. «Стоимость чистых активов за первый квартал 2014 года снизилась почти у всех УК. Часть клиентов, озабоченная сильной волатильностью на рынке, все же забирала деньги. Но они не закрывали счета, поэтому оттока в численности не видно в статистике», — говорит он.
Банки в помощь
Больше всего новых клиентов привлекали управляющие компании, основным каналом продаж которых являются аффилированные банки. Абсолютным лидером по привлечению стал «Сбербанк Управление активами» — 14,5 тыс. новых клиентов. На втором месте — УК «Райффайзен Капитал» (7200 новых лицевых счетов), на третьем — УК «Русский стандарт» (3400). Не аффилированные с банками управляющие компании показали намного более скромные результаты — например, «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» привлекла 444 новых пайщика, а УК «Ингосстрах Инвестиции» — всего 20.
«В условиях высокой волатильности фондового рынка привлечь клиентов удается только управляющим, которые могут экономить на издержках дистрибуции. И в первую очередь это УК, аффилированные с крупными банками, которые имеют разветвленную сеть офисов и отделений по всей стране», — говорит заместитель директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Вероника Иванова.
У Сбербанка более 18 тыс. отделений. «Конечно, рост числа пайщиков во многом определяется широкой продающей сетью Сбербанка. В первом квартале рынок снижался в долларовом выражении, но при этом мы зафиксировали не отток, а приток клиентских средств в некоторые наши фонды», — говорит руководитель группы управления портфелями акций ЗАО «Сбербанк Управление активами» Роман Филатов. По его словам, многие клиенты Сбербанка готовы часть средств инвестировать в акции. «К тому же ставки по депозитам в начале года снижались. Желание заработать или компенсировать потери привело многих к нам», — поясняет Филатов.
«Эффективная работа с банковскими сетями — сегодня единственный действенный способ привлечения клиентов», — говорит Белонощенко. Его компания смогла привлечь одну тысячу новых пайщиков, все они пришли через банковские отделения. «ВТБ Капитал Управление активами» привлек 1200 новых клиентов за январь—март этого года, «Газпромбанк Управление активами» — столько же.
Исключением из правила стала УК «Альфа-Капитал», которая зафиксировала сокращение лицевых счетов пайщиков на 815. Руководитель розничного бизнеса компании Олег Кессо объясняет это с желанием клиентов сократить вложения в инструменты, связанные с российским фондовым рынком. Вероника Иванова из «Эксперт РА» объясняет отток клиентов УК «Альфа-Капитал» тем, что для компании сегмент розничных ПИФов не является приоритетным. «Сама компания неоднократно в последние один-два года заявляла о том, что она переориентировалась на сегмент индивидуального ДУ и делает ставку на состоятельных клиентов. Возможно, сокращение клиентов — это результат некой общей стратегии развития группы, которая не предполагает активного участия банка в привлечении новых пайщиков», — говорит Иванова.
Альтернатива депозиту
Выиграли от паники населения в первом квартале 2014 года те управляющие компании, которые смогли предложить клиенту альтернативу банковскому депозиту. Отток средств из кредитных организаций начался еще до вооруженных действий на Украине и введения санкций в отношении России. Причиной послужила чистка банковского сектора — с осени 2013 года ЦБ отозвал лицензии у более чем 40 банков. Отзывы лицензий напугали многих вкладчиков, и те поспешили забрать деньги из банков. Некоторые при этом были готовы оставить свои средства в управляющих компаниях. «Мы видели приток клиентов из банковского сектора — забрав деньги из депозита, они частично или полностью вкладывали их в рынок. Пользовались спросом фонды «Райффайзен-США» и «Активного управления», ориентированные на динамику долларовых активов. Мы и создавали эти фонды для того, чтобы предоставить клиентам банка возможность выбора», — говорит начальник отдела продаж и маркетинга УК «Райффайзен Капитал» Константин Кирпичев. Он затруднился ответить, как много клиентов удалось удержать таким способом.
В начале этого года продукты, замещающие депозиты, также пользовались спросом. Председатель совета директоров «ВТБ Капитал Управление активами» Владимир Потапов говорит, что триггером к приросту клиентской базы стали продукты-альтернатива валютным вкладам, ставки по которым значительно упали в последнее время, а также консервативные стратегии, выигрышные в момент геополитического конфликта. В «Сбербанке Управление активами» значительный прирост числа клиентов наблюдался по ряду облигационных фондов. «Выводя средства из депозитов в связи с нестабильной конъюнктурой рынка, инвесторы предпочитали размещать их в инструменты с фиксированной доходностью», — говорит Роман Филатов.
При этом, как показал анализ данных за первый квартал 2014 года, наиболее успешной стратегией была не та, которую выбрало большинство пайщиков. Крупнейший приток клиентов в первом квартале 2014 года был в облигационные и валютные фонды, а также в ПИФы телекоммуникаций и технологий. А наибольшая доходность была зафиксирована в фондах, инвестирующих в золото.