Заморозка бюджетного правила
В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считают, что временная заморозка бюджетного правила поможет подстегнуть вялый рост российской экономики. Для этого, считают в центре, в случае если прогнозируемый рост ВВП будет ниже 3%, необходимо не перечислять дополнительные нефтегазовые доходы в Резервный фонд, а тратить их на другие нужды.
В ЦМАКП подчеркивают, что речь идет не о текущих расходах федерального бюджета, а о масштабных проектах, таких как поддержка кредитования, развитие несырьевого экспорта и софинансирование инвестиционных проектов. Экономисты центра посчитали, что предложенные меры позволят увеличить инвестиции в экономику, что, в свою очередь, подстегнет экономический рост. По их мнению, в 2015 году ВВП России дополнительно вырастет на 0,4%, а в 2016 и 2017 годах темпы прироста составят 0,1%. Дополнительный рост инвестиций в основной капитал составит 1,7% в 2015 году и 0,2% в 2016 и 2017 годах. Свои подсчеты они проводили на основе базового сценария прогноза развития российской экономики в 2015—2017 годах, который разработало Минэкономразвития.
«В краткосрочной заморозке бюджетного правила нет ничего страшного», — считает ведущий эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. «Сегодня мы застрахованы только от краткосрочного падения цен на углеводороды. С другой стороны, если наметится длительная тенденция снижения цен на нефть, то мы израсходуем средства фондов в течение двух лет, но при этом останемся без инвестиционного потенциала и модернизированной экономики», — считает она.
Минэкономразвития неоднократно предлагало «модернизировать» бюджетное правило, в том числе когда готовило сценарии прогноза развития экономики на 2015—2017 годы. В оптимистичном сценарии предполагалось одобрить смягченный вариант бюджетного правила, при котором расходы федерального бюджета будут превышать доходы на сумму до 2% ВВП (вместо 1% по действующему правилу), а нормативная величина Резервного фонда снижается до уровня 5% ВВП (вместо текущих 7% ВВП).
Говорил о возможной модификации правила и помощник президента Андрей Белоусов. «Смягчение бюджетного правила возможно в какой-то форме. Я считаю, что эта возможность с повестки пока еще не снята», — сказал он на Петербургском экономическом форуме.
Такой подход к решению проблемы низкого экономического роста вызывает острую критику других экономистов. Например, не поддерживают идею ЦМАКП в Центре развития ВШЭ, ссылаясь на краткосрочный эффект от данных мер. «Если мы потратим эти деньги, то заметный эффект будет только в первый год из-за низкой базы, а дальше мы снова вернемся туда, откуда начали», — считает эксперт Центра развития Андрей Чернявский. Таким образом, предложенные меры проблемы не решают, но ставят российскую экономику под удар в случае снижения цен на нефть, считает он.
Еще более категорична ведущий эксперт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) РЭШ Наталья Волчкова. «В России экономику много лет накачивали деньгами, госрасходы росли, росли инвестиции госкомпаний, при этом мы не наблюдаем высоких темпов роста, значит, причина в чем-то другом», — считает Волчкова. По ее мнению, в случае отказа от бюджетного правила и финансирования указанных ЦМАКП проектов инвестиционная привлекательность России упадет еще ниже. «Один из критериев, по которому нас оценивают международные организации, это наша зависимость от цен на углеводороды», — поясняет Волчкова.
В ходе визита представителей МВФ в Россию в конце апреля советник европейского управления МВФ, глава миссии фонда в России Антонио Спилимберго подчеркивал, что финансовая стабильность России достигается в том числе благодаря сохранению правительством бюджетного правила, и настоятельно рекомендовал его не менять.