Посредника нашли на Дунае
На 24 июня, по данным австрийской прессы, намечен визит Владимира Путина в Вену. С начала политического кризиса вокруг Украины это будет второй визит главы российского государства на Запад и первый рабочий визит в столицу входящей в ЕС страны. Такая поездка есть в графике президента, но в Кремле пока не подтверждают, что она состоится. Опрошенные РБК эксперты не исключают, что Австрии уготована особая посредническая роль, как во времена холодной войны.
Вена ждет, Москва молчит
Дату визита российского лидера в столицу Австрии назвали журналистам австрийского издания Die Presse в администрации президента Хайнца Фишера в начале июня. По данным другой газеты, Kurier, первоначально приезд Путина был намечен на май 2014 года, но из-за охлаждения отношений между Россией и Западом был перенесен на месяц. Die Presse объясняет это тем, что Вена ждала знаков нормализации отношений, поэтому подтверждение визита Путина совпало по времени с торжествами по случаю 70-летия высадки союзников в Нормандии, в ходе которых российский лидер впервые с начала кризиса вокруг Украины встретился с западными лидерами.
«Пока рано об этом говорить», — прокомментировал РБК сообщения о поездке пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Но человек, близкий к администрации, знает, что такая поездка 24 июня значится в графике главы государства.
По данным Die Presse, встреча была инициирована Москвой через посольство Австрии в России, президент Фишер, канцлер Вернер Файманн и глава МИДа Себастиан Курц до последнего момента обсуждали уместность этого визита. В итоге Фишер высказался за приезд Путина.
Фишер был в числе западных лидеров, отправившихся в конце мая в Киев на инаугурацию нового украинского президента Петра Порошенко, а на встрече с армянским президентом Сержем Саргсяном 12 июня он заявил, что «аннексия Крыма Россией однозначно представляет собой нарушение международного права». По информации Die Presse, визит Путина в Вену был согласован с руководством Евросоюза: президентом Европейского совета Херманом ван Ромпеем и лидерами Франции и Германии.
Посредническая миссия
Собеседники РБК в экспертном сообществе не исключают, что Австрия могла быть избрана посредником между Западом и Москвой. «Встреча будет не чисто двусторонней, а будет транслироваться и в другие европейские столицы», — считает завкафедрой Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Максим Братерский. В годы холодной войны Австрия уже выполняла посредническую функцию, не будучи членом НАТО, напоминает руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов.
Приезд Путина не обязательно означает наделение Австрии статусом посредника, возражает старший научный сотрудник Центра исследований безопасности Швейцарской высшей технической школы Цюриха Йонас Грэтц. Консультации Вены с партнерами по ЕС по поводу визита российского лидера он считает лишь свидетельством того, что Фишеру потребовалось убедить другие столицы в том, что они не должны протестовать против приезда Путина.
Говоря о состоянии отношений ЕС и России, высокопоставленный собеседник РБК во внешнеполитической службе ЕС отметил, что Брюссель хочет избежать того, чтобы отношения с Россией развивались «по спирали вниз», но Москва сама должна пойти навстречу партнерам. По его словам, от нее требуется активное участие в деэскалации напряженности на Украине, что подразумевает перекрытие с российской стороны границы для предотвращения неконтролируемого потока вооружений и боевиков. Также Москва должна отказаться в отношениях с Украиной от «мер наказания», таких как переход в торговых отношениях с Украиной с режима свободной торговли на режим страны наибольшего благоприятствования, о чем Путин говорил в Нормандии 6 июня. Для украинской экономики это будет означать рост экспортных пошлин на 10%, подсчитал еще в ноябре 2013 года украинский Институт экономических исследований и политических консультаций, что гарантирует потерю 1,7% ВВП в краткосрочной перспективе.
Судьба «Южного потока»
Одной из главных тем на переговорах должна стать судьба газопровода «Южный поток», предполагает Kurier. «Газпром» и австрийская нефтегазовая компания OMV подписали меморандум о намерениях по реализации проекта «Южный поток» на территории Австрии еще 29 апреля. Вена в отличие от других стран-участниц никаких шагов по пересмотру договоренностей с Россией из-за Третьего энергетического пакета в отличие от Болгарии, которая приостановила подготовительные работы 8 июня, не предпринимала.
По словам Братерского, реализации проекта угрожает позиция Брюсселя, который настаивает, чтобы европейские компании, создаваемые в партнерстве с «Газпромом», подчинялись внутренним правилам газового рынка Евросоюза, которые препятствуют одной компании осуществлять производство и доставку природного газа. Эта позиция вынуждает Еврокомиссию оказываться в двойственном положении, отмечает эксперт Оксфордского института энергетических исследований Катя Яфимава: если возникнут проблемы с транзитом газа через Украину, ЕС будет обвинять «Газпром» в срыве поставок законтрактованного газа, не меняя при этом регуляционных мер в отношении «Южного потока», через который этот газ мог бы поступать начиная с 2015 года.
Вторым фактором, угрожающим «Южному потоку», Братерский считает давление со стороны США, которые рассчитывают сократить зависимость европейских рынков от российского газа, увеличив предложение со своей стороны. Объявлению Софией прекращения работ над проектом предшествовала встреча сенаторов Джона Маккейна, Рона Джонсона и Кристофера Мерфи с болгарским премьером Пламеном Орешарским. По данным Der Standard, в дипломатических кругах США считают приглашение Путина в Вену «не тем сигналом не в то время», косвенно оправдывающим действия Москвы на Украине. Схожей позиции, по данным издания, придерживаются в Польше и странах Балтии.
Вене придется поменять формат своего участия в «Южном потоке» в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета, считает Грэтц. «Немыслимо, чтобы страна в сердце Евросоюза с хорошо интегрированной экономикой могла бы выбиться из правил», установленных ЕС, рассуждает он. Еще одно препятствие для реализации проекта — предполагаемое строительство ветки газопровода в Крым, о котором 16 июня заговорил министр по делам полуострова Олег Савельев. Участие западных партнеров в таком предприятии вполне может грозить им санкциями, считает Грэтц.