Ток-шоу на экспорт
На отечественном ТВ доминирует оригинальный продукт, но он не пользуется спросом за пределами России. В прошлом году за рубежом были адаптированы только восемь российских форматов, из которых самым востребованным является одна из старейших телепрограмм «Что? Где? Когда?».
Российские оригинальные телеформаты пользуются спросом преимущественно в странах СНГ и Прибалтики, выяснила исследовательская компания KVG Research. В прошлом году за рубежом зафиксировано всего восемь адаптаций оригинальных российских передач. Это сериалы «Настоящая жизнь» и «Теория измены», развлекательные шоу «Большая разница», «Давай поженимся», «Жди меня», программа «Максимум», а также телеигры «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг».
Самым востребованным форматом является одна из старейших на отечественном ТВ программ «Что? Где? Когда?», которая выходит в эфир с 1976 года и которую сейчас производит компания «Игра-ТВ». Локальные версии телевикторины в прошлом году вышли в восьми странах: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Литве, Эстонии, на Украине, а также в Турции. Два формата были адаптированы в пяти странах: «Давай поженимся» (владелец формата — группа «Красный квадрат») — в Казахстане, Белоруссии, Литве, Латвии, Армении и на Украине, «Жди меня» (телекомпания ВИД) — в Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдове и на Украине. Остальные программы были локализованы всего в одной-двух странах.
Продажа формата в страны Ближнего Зарубежья и Восточной Европы приносит его владельцам очень скромный доход. В среднем это 1—5 тыс. долл., говорит председатель совета директоров «ВайТ Медиа» Тимур Вайнштейн. Для сравнения: усредненная стоимость производства одного часа телеконтента на шести крупнейших каналах — «Первом», «России 1», НТВ, ТНТ, СТС и РЕН ТВ — в 2012 году равнялась, по оценке KVG Research, 3,4 млн руб. (109 тыс. долл.), данные за 2013 год еще не подсчитаны. «Но стоимость формата зависит от условий сделки, — уточняет Вайнштейн. — Можно просто продать формат, где в договоре указано количество серий и выпусков передачи, которые будут локализованы, а можно еще консультировать при адаптации. За это уже берется дополнительная плата».
В 2012 году за границей было адаптировано, по данным KVG Research, также восемь форматов. При этом на отечественном ТВ доминирует оригинальный контент. Как подсчитала KVG Research, в 2012 году 84% от всего премьерного контента на шести крупнейших каналах составляли собственные и оригинальные идеи и только 16% — адаптации международных форматов. Низкий интерес к российскому контенту даже в странах ближнего зарубежья обусловлен тем, что многие наши форматы не слишком оригинальны, рассуждает Геннадий Каганович, продюсер «Дикси Медиа» (производитель сериалов «Глухарь», «Карпов» и др.). «Например, такое ток-шоу, как «Пусть говорят», может придумать редактор на любом телеканале, зачем в этом случае покупать формат?» — поясняет эксперт.
Сейчас ведутся переговоры о продаже за рубеж около 20 российских форматов с учетом сделок, которые уже закрыты, но производство адаптаций еще не началось, утверждает директор по стратегии KVG Research Анастасия Васильева. Интерес к российскому продукту стали проявлять продюсеры из Израиля и США. Так, израильская компания Dori Media приобрела права на дистрибуцию и адаптацию идущего на ТВ-3 шоу «Человек-Невидимка» у российской «АВК продакшн». А осенью прошлого года российская Yellow, Black and White Group договорилась с CBS Studios International о международной дистрибуции сериала «Кухня» и о правах на адаптацию формата за рубежом. Суммы этих сделок не раскрывались.