Покупай или проиграешь
Товарные запасы автодилеров, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», на 20% превышают их реальные возможности продаж. С начала года производители заставляли их выкупать машины в обмен на бонусы, чтобы выполнить план производства в первой половине 2014 года.
Автодилеры затоварены новыми автомобилями от производителей примерно на 20% от реального объема продаж, рассказал РБК президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) Андрей Петренко. Это происходит из‑за агрессивного поведения производителей, утверждает Петренко. В преддверии подведения итогов первого полугодия им необходимо убедиться, что планы по производству выполнены, говорит он. Из-за этого они заставляют дилеров выкупать машины в обмен на бонусы, которые едва ли смогут покрыть потери, связанные с затовариванием склада, жалуется представитель одного из крупных московских дилеров. Прогноз РоАД по продажам на июнь — сокращение рынка на 16%.
План продаж надо выполнить любой ценой, рассказал крупный столичный мультибрендовый дилер. По его словам, производители обещают бонусы тем, кто покажет хорошие результаты по году, но не уточняют, какие именно. Для выполнения плана продаж необязательно найти покупателя, можно выкупить автомобиль на себя.
Топ-менеджер еще одного мультибрендового дилера подтвердил информацию про давление со стороны производителей и сказал, что склады компании заполнены на 30% больше необходимого. В случае отказа ретейлера от приема машин производитель может срезать бонусы дилеру, которые начисляются в соответствии с годовым планом продаж. Размер бонусов может доходить до трети прибыли от продаж.
В ежегодной статистике Ассоциации европейского бизнеса от 100 тыс. до 150 тыс. машин — это автомобили, которые дилеры выкупили у производителей сверх плана, рассказал один из топ-менеджеров дилерской сети. По его словам, история с выкупом повторяется не первый год, но в этом году проблема обострилась из‑за резкого падения рынка. В случае отказа дилера покупать машины производитель может начать его «душить», урезая ежемесячные или ежеквартальные бонусы за количество проданных машин. Наиболее активную политику в этом отношении ведут корейские бренды — Hyundai и KIA, говорит топ-менеджер.
Дилеры не могут не пойти навстречу производителю — последние теряют гораздо больше из-за простоя, говорит представитель крупного дилера Toyota и Hyundai в Москве. Оборот торговой точки в таком случае падает очень быстро: компания снижает затраты, приходится сокращать мотивационные программы продавцам. Такая политика производителей ведет к убыткам дилеров — у них снижается объем оборотных средств. Для мелких продавцов, которые торгуют одной маркой, это может обернуться банкротством.
«Хорошо бы, чтобы дилеры вели сбалансированную политику. Ситуация временная — производство должно быть сокращено, но результаты этого сокращения мы увидим не ранее конца года, — говорит Петренко из РоАД. — Минимальный срок, за который производство может среагировать, — это пять месяцев. А у кого-то в зависимости от технологии производства — до восьми месяцев. Тем, кто импортирует машины из-за рубежа, еще сложнее — на процесс сборки накладывается логистика. Эффект от сокращения производства от них можно ожидать до года».
Тем не менее очень больших скидок ждать не стоит, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Но укрепивший свои позиции рубль даст ретейлерам возможность для маневра — стоимость машины может быть снижена на несколько процентов в зависимости от модели.
Автопроизводители стараются адаптировать производства под меняющиеся реалии авторынка. В апреле Ford Sollers остановила производство на своем заводе во Всеволожске почти на два месяца. Все заводы компании, в том числе в Набережных Челнах и Елабуге, перешли с двух- и трехсменного режима на односменный, с всеволожского завода уволено около трети персонала. Крупнейший российский производитель легковых автомобилей АвтоВАЗ с 1 июля меняет форму работы с дилерами, поставляя машины только по предварительному заказу. Это антикризисная мера, которая позволит избежать перепроизводства, объяснял президент компании Бу Андерссон. Renault разослала декабрьские планы по сокращению выпуска, рассказал представитель одного из дилеров марки в столице. Peugeot будет сокращать модельный ряд в России, утверждают продавцы в Москве.
Представитель GM рассказал, что компания не увеличивала поставки машин в первом полугодии. На заводе в Санкт-Петербурге (собирает Chevrolet Cruze и Opel Astra) в марте и апреле были внеплановые остановки. А планово российский конвейер GM остановится с 16 июля до 15 августа. Представитель Volkswagen утверждает, что компания старается соблюдать баланс в работе с дилерами и согласовывать с ними свои производственные планы. Производственная программа предприятия построена таким образом, что за несколько недель до ежегодного отпуска (конец июля — середина августа) компания производит больше машин и отгружает их дилерам, чтобы тем было что продавать во время каникул завода, говорит представитель Renault.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в мае снизились на 12% к маю прошлого года, до 201 487 единиц, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса. За первые пять месяцев 2014 года продажи упали на 6%, в стране было продано 1,1 млн машин.