Конституция под вопросом
Проект поправок в Конституцию Украины не устроил ни парламентское большинство в Верховной раде, ни Москву, ни ополченцев юго-востока страны. Президент Петр Порошенко предложил передать часть своих полномочий Верховной раде и местным властям, а также упразднить институт губернаторов. Реформы расширяют права местного самоуправления, но очень далеки от федерализации, на которой настаивают Кремль и мятежные регионы, говорят эксперты.
Поставили перед фактом
Крупнейшая из партий правящей на Украине коалиции, «Батькивщина» (лидер — премьер Арсений Яценюк), раскритиковала Порошенко за «непрозрачную» подготовку конституционных поправок, гласит распространенное в пятницу заявление политсовета партии. «Батькивщина» в ближайшие дни пообещала проанализировать документ и объявить, будет ли она его поддерживать. Другой член коалиции, националистическое объединение «Свобода», пообещало проголосовать против проекта из-за предусмотренного в поправках особого статуса русского языка.
Как заявлял РБК накануне обнародования президентского варианта поправок руководитель фракции «Батькивщины» в Раде Сергей Соболев, депутаты, скорее всего, создадут рабочую группу и начнут работу над своей версией поправок, приняв во внимание предложения Порошенко. Свой проект поправок есть и у «Свободы».
Москву также не устроило, что поправки были внесены без предварительного обсуждения. В субботу в эфире телеканала «Россия 24» министр иностранных дел Сергей Лавров напомнил, что на консультациях в Женеве 17 апреля Киев пообещал, что «конституционный процесс будет инклюзивным, подотчетным и транспарентным». А проект Порошенко «не отражает консенсус даже в украинском парламенте, не говоря уже о не входящих в него политических силах и регионах», сказал министр. Российские власти не раз давали понять, что считают расширение прав регионов через поправки в Конституцию способом урегулирования конфликта на юго-востоке страны.
Децентрализация
Предложенные изменения затронут 19 статей украинской Конституции, еще три статьи будут из нее исключены. Основные реформы касаются организации местного самоуправления. Областные и районные государственные администрации предлагают ликвидировать, а их полномочия передать исполкомам местных советов. Вместо областных губернаторов и районных глав госадминистраций создается институт представителей президента, в чьи полномочия будет входить надзор за соответствием национальным законам актов местных властей.
Саму вертикаль местной власти предлагается упростить: она будет разделена на три уровня (региональный, районный и общинный) вместо существующего подразделения на области, районы, города, внутригородские районы, села и поселки. Депутаты всех уровней будут избираться прямым голосованием жителей, а местные власти смогут придавать русскому и другим языкам нацменьшинств специальный статус.
Предложения по реформе местного самоуправления доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин называет «реальной децентрализацией», которая, однако, не дает права регионам влиять на внешнюю политику. Но «у Москвы здесь более запросные позиции, она скорее добивалась изменения государственного строя Украины, на что Киев пойти не может», комментирует реакцию российских властей ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований МГИМО Виктор Мизин.
В списке из семи требований к Киеву, выдвинутом на минувшей неделе депутатом Верховной рады Олегом Царевым (возглавляет объединенный парламент самопровозглашенных республик), значилось предоставление Донецкой и Луганской областям автономии через конституционный акт. Предложенный особый статус для русского языка на местном уровне, к примеру, на деле будет означать сокращение возможностей для защиты прав русскоязычных по сравнению с действующим сейчас законом о региональных языках, заявил телеканалу «Дождь» Царев.
Такую децентрализацию замдекана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Андрей Суздальцев считает имитационной, поскольку в поправках невнятно прописаны механизм и передача полномочий. «Даже в самое мирное время эти поправки не были бы восприняты, а сейчас юго-восток ими не удовлетворится», — заключает специалист.
По сути Порошенко предлагает не конституционную реформу, а реформу политической системы и местного самоуправления, говорит директор института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев.
Коалиция по-новому
Часть поправок касается правил формирования правительства. Созданием правящей коалиции будут заниматься не фракции, как в нынешней редакции Конституции, а непосредственно депутаты. Законодателям, не вошедшим ни в одну фракцию, предлагается дать право участвовать в коалиции в индивидуальном порядке. К тому же отменяется правило императивного мандата, обязывавшего депутатов, избранных по партийным спискам, заседать в соответствующей партийной фракции. Издание «Украинская правда» уже назвало это возвращением «фракционной анархии».
Коалиция будет вносить президенту кандидатуру премьера, а премьеру — кандидатуры министров. При этом Порошенко предложил лишить себя полномочий самостоятельно определять руководителей МИДа и Минобороны: их кандидатуры должны будут согласовываться с Радой. В то же время полномочия президента увеличатся в части контроля над руководителями силового блока — председателей Службы безопасности, Государственного бюро расследований (создается впервые) и генерального прокурора Украины президент сможет увольнять без требующегося сейчас согласования с парламентом.
Поправки соответствуют предвыборным обещаниям Порошенко и означают окончательный переход к парламентско-президентской форме правления, уверен Гущин. Суздальцев считает, что цель поправок в Конституцию — не умиротворение юго-востока, а исполнение договоренностей между Порошенко и главной его соперницей на президентских выборах Юлией Тимошенко. Та якобы сознательно уступила Порошенко в гонке в обмен на обещание с его стороны поделиться полномочиями с парламентом.