Пересадка органов
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) первой из силовых органов лишится полномочий по ведению следствия. В первую очередь наркополицейские перестанут расследовать уголовные дела против организованных преступных сообществ, зарабатывающих на наркотрафике. Единый Следственный комитет, создание которого обсуждалось еще с начала 2000-х, должен заработать уже в 2017 году.
«ФСКН начала процесс передачи части своих следственных функций СКР (Следственный комитет Российской Федерации), сейчас находимся в стадии реализации этого решения», — сообщил на минувшей неделе директор службы Виктор Иванов. По его словам, согласована программа передачи функций следствия в Следственный комитет, рассчитанная на несколько лет. «Так, первый этап подразумевает передачу для расследования преступлений, которые совершаются организованными группами», — отметил он.
Год назад, когда источники информагентств из заинтересованных ведомств стали активно говорить, что объединение следственных органов заморожено из-за недостатка финансов, именно Иванов заявил, что единый СКР непременно будет создан. Тогда он называл 2015—2016 годы сроком передачи следственных полномочий его ведомства.
Этот срок упоминает и источник РБК в СКР, но применительно также и к МВД. «Единый СК должен заработать уже с 2017 года, в конце нынешнего года будут приняты все решения, 2015—2016 годы — переходный период», — заявил собеседник.
Во время переходного периода МВД и ФСКН передадут СКР уголовные дела, которые расследуют в настоящий момент. Параллельно с этим процессом в СКР на новые штатные должности будут трудоустраиваться следователи. В МВД останется расследование несложных уголовных дел, которые будут вести дознаватели. При этом процессуальный статус и полномочия управления по организации дознания МВД будут усилены. К примеру, дознаватели смогут оспаривать решения прокуроров, которым не угодила их работа.
«ФСКН в любом случае будет являться органом дознания. Делегировав ряд функций в Следственный комитет для расследования ряда составов преступлений, мы должны увеличить количество дознавателей по этим составам преступлений, которые будут осуществлять первичные действия. Это взято за основу применительно не только к ФСКН, но и МВД», — пояснял в июле прошлого года Иванов.
Инициатива по созданию единого следственного органа после десятилетнего обсуждения (в 2001 году ее впервые высказали тогдашние министры внутренних дел и обороны Борис Грызлов и Сергей Иванов) была оформлена в конце 2012 года. Законопроект под названием «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием структуры органов предварительного следствия». В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что основная идея состоит в том, чтобы обеспечить объективность и беспристрастность следственных органов, исключив их ведомственную заинтересованность в оценке результатов оперативно-разыскной деятельности.
По подсчетам авторов законопроекта, создание единой следственной структуры должно было обойтись в 97,5 млрд руб. Планировался переход на работу в новую структуру около 35 тыс. следователей МВД и примерно 2 тыс. из ФСКН. Из-за отсутствия в бюджете такой суммы Совет безопасности, где обсуждалась реформа следствия, решил отложить рассмотрение законопроекта, который получил положительный отзыв из правительства. Крайне негативно к идее объединения следственных органов на протяжении нескольких лет выступает МВД. Официальные лица министерства даже не комментируют инициативу. Министр Владимир Колокольцев лишь один раз обмолвился в декабре 2012 года, что предполагать создание единого СКР «пока преждевременно».