Закрытый космос
Российская космическая отрасль, которая еще сохраняет лидирующие позиции в мире по коммерческим доставкам грузов на космическую орбиту, рискует утратить и это преимущество: новая ракета-носитель «Ангара», работа над которой ведется с 1994 года, до сих пор не прошла испытания. РБК проанализировал состояние в отрасли и убедился, что вскоре ее отставание от конкурентов станет непреодолимым.
Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Ангара-1.2», намеченный на пятницу, 27 июня, не состоялся. В последний момент автоматика «по техническим причинам» остановила запуск ракеты, пояснили в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева. Изначально было объявлено, что старт перенесен на сутки, но позже гендиректор центра Владимир Нестеров, отвечая на вопрос президента Владимира Путина о новом сроке запуска, назвал конец декабря текущего года. Таким образом, финальная стадия испытаний новой экологически чистой ракеты-носителя, которая должна прийти на смену устаревшим «Протонам», вновь отложена.
«Ангара», которая должна стать основной российской ракетой-носителем, сочетает в себе все плюсы и минусы постсоветской космической отрасли. Плюсы — мы еще умеем делать сложную космическую технику (правда, в основном ракеты). Минусы — несоблюдение сроков (например, разработка «Ангары», если считать от определения победителя конкурса проектов, уже заняла почти 20 лет), неэффективность и завышенные затраты. Ракета получилась очень дорогой, и цена может отрицательно сказаться на ее перспективах, если конкурентам — миллиардеру Элону Маску и китайцам — удастся добиться более низкой себестоимости вывода полезной нагрузки в космос.
Конкуренты наступают
Коммерческий рынок доставки грузов в космос — единственный сегмент космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство: около 40% российских ракет летают только с иностранной полезной нагрузкой — спутниками или астронавтами. Причем в масштабах всей экономики космоса этот сегмент небольшой — менее 1% (около 2 млрд долл.). А теперь с приходом новых конкурентов есть большая вероятность, что мы потеряем и этот рынок.
Уже в ближайшие годы лидерство России как космического перевозчика будет оспорено, поскольку США, ЕС и Китай разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в том числе для доставки пилотов и грузов на МКС. Так, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX (основатель — миллиардер Элон Маск, в числе проектов которого Tesla Motors и PayPal) спрос на российские транспортные корабли «Прогресс» упал на треть, отмечал глава РКК «Энергия» Виталий Лопота. В разработке SpaceX находится тяжелая ракета Falcon Heavy, способная доставить на низкую опорную орбиту (НОО) до 53 т грузов всего за 1,5—2,5 тыс. долл./кг. Китай также разрабатывает относительно недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7, а уже к 2020 году планирует довести свою долю в коммерческих пусках до 15% (в 2013 году китайцы не осуществили ни одного коммерческого запуска).
Через три года Россия может лишиться и еще одного источника заработка — отправки американских астронавтов на МКС. В 2013 году Россия заработала на этом 335 млн долл. На 2014 — первую половину 2016 года NASA подписало контракт с Роскосмосом на отправку 12 астронавтов за 753 млн долл. Но с середины 2017 года NASA планирует отказаться от российских услуг по доставке пилотов на МКС и использовать для этих целей свой пилотируемый корабль: агентство финансирует разработку сразу трех проектов компаний SpaceX, Boeing и Sierra Nevada.
Гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров видит главную угрозу для российской космической промышленности в США, а не в Китае. «Особенность Китая в том, что его космические программы носят существенно автономный характер, основаны на принципе полного самообеспечения», — полагает Комаров. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш, в свою очередь, считает, что Китай в скором времени может не только обогнать Россию по количеству запусков и потеснить на рынке коммерческой доставки грузов, но и занять место России в качестве второй космической державы. В 2011 и 2012 году Китай уже опережал по количеству ракетных пусков не только Европу, но и США. В конце 2013 года Китай запустил луноход, а к 2020 году планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. По темпам развития отрасли Пекин уже вышел на первое место в мире.
Чем ответит Россия
Ракета-носитель «Ангара», чей первый тестовый запуск был запланирован еще в 2005 году, уже привлекла внимание аудиторов Счетной палаты. Согласно заключению ведомства, средства, вложенные в проект за два десятилетия («беспрецедентный в мировой практике срок»), многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя. Точная стоимость ракеты пока не раскрывается, и в ГКНПЦ имени Хруничева на запрос РБК не ответили. Однако, судя по цене двигателей для первой ступени, разгонного блока, комплекса пусковых услуг, стоимость «Ангары-1.2» (тяжелой версии ракеты-носителя), способной доставить до 24,5 т на НОО, может составить минимум 100 млн долл. (или 4,1 тыс. долл./кг). Это превышает себестоимость доставки грузов не только на Falcon Heavy (1,5–2,5 тыс. долл./кг), но и на ракете «Протон-М» (3,3 тыс. долл./кг).
Оптимизма не прибавляет и рост аварийности полетов. За последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, тогда как в 2000‑е доля неудачных пусков не превышала 4%. Если у России восходящий тренд аварийности полетов, то у Китая — ярко выраженный нисходящий. Аварийность китайских ракет семейства Long March за последние десять лет составила 1,8%, причем у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Правда, у России тоже есть безаварийные ракеты — «Союз-ФГ», именно они специализируются на доставке космонавтов на МКС.
«Ухудшение очевидно. Настораживает то, что связаны все эти аварии с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Это системные вещи. Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку — и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы», — отмечал Игорь Комаров в интервью «Коммерсанту».
Мало зарабатываем…
В апреле 2008 года Владимир Путин требовал: «Мы должны выступать не только в роли извозчиков, предлагая свои ракетоносители для вывода зарубежных космических аппаратов и грузов, а во все большей степени продвигать высокотехнологичные разработки и услуги». За шесть прошедших лет Россия сохранила свои позиции на рынке коммерческих запусков, но так и не смогла сделать шаг вперед на рынке других космических услуг.
По данным отчета Space Report 2014, подготовленного организацией Space Foundation, размеры мировой экономики космоса в 2013 году выросли на 4%, до 314,2 млрд долл. Из них коммерческая составляющая достигла 240,1 млрд долл. По оценке РБК, на Россию приходится не более 1,6% от этой суммы.
Две крупнейших отрасли коммерческого космоса — спутниковое ТВ и рынок глобальных навигационных услуг. На эти две отрасли приходится около 60% от общего объема выручки. Рынок спутникового ТВ в России оценивается в 2013 году в 18,3 млрд руб., или 0,56 млрд долл., сообщил РБК руководитель направления стратегического маркетинга компании J’son & Partners Consulting Александр Гадалов. То есть доля России в этом сегменте не превышает 1%.
При этом наша страна занимает третье место в мире по количеству абонентов спутникового ТВ (13 млн человек) после Индии (41 млн) и США (34 млн), сообщил РБК глава Digital TV Research Ltd Саймон Мюррей. Небольшие доходы от спутникового ТВ связаны с низкой стоимостью услуг для пользователей. Средний доход на одного абонента в месяц у крупнейшего американского оператора спутникового телевидения DirectTV составил в 2013 году 102 долл., тогда как у «НТВ-Плюс» — около 25 долл., а у «Триколор-ТВ» — всего 67 руб., или 2 долл. По словам Гадалова, в 2013 году 72% абонентов «Триколор-ТВ» пользовались базовым бесплатным тарифом.
Примечательно, что российские операторы спутникового ТВ для распространения сигнала используют в основном иностранные спутники. «Триколор-ТВ», на который приходится более 80% абонентов, арендует для вещания на европейскую часть России транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat. Этим же спутником пользуется «НТВ-Плюс». «Орион Экспресс» работает на люксембургском Intelsat. «Радуга-ТВ» осуществляет вещание по всей России с помощью китайского ABS-2.
Второй по величине коммерческий сегмент услуг в экономике космоса — рынок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). В 2013 году этот сегмент вырос на 6,2%, до 86 млрд долл., говорится в отчете Space Report 2014. Что касается российского рынка ГНСС, то оператор ГЛОНАСС — ОАО «Навигационно-информационные системы» — оценивает его в 0,67 млрд долл., или опять же менее 1% от мирового рынка. В России нет крупных разработчиков — производителей смартфонов и автомобильной навигации, а в мире нет большого спроса на ГЛОНАСС.
Лидер — система GPS — снял все сливки с рынка? Не совсем. На данный момент число спутников китайской ГНСС BeiDou составляет 15 единиц, а покрытие распространяется на Азиатско-Тихоокеанский регион, но к 2020 году Китай планирует увеличить группировку до необходимых 35 спутников, обеспечив всемирное покрытие. Уже к 2015 году правительство Китая планирует увеличить рынок спутниковой навигации до 37 млрд долл., а к 2020 году — до 65 млрд долл., согласно прогнозу European GNSS Agency. На руку китайцам играет огромный внутренний рынок с десятками автопроизводителей и, конечно, тот факт, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещена именно в этой стране.Для сравнения, если сбудется оптимистичный прогноз главы некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александра Гурко, то российский рынок спутниковой навигации увеличится к 2020 году до 300 млрд руб. (менее 10 млрд долл.).
…и много, и неэффективно тратим
Несмотря на скромную космическую «выручку», Россия является одним из лидеров по государственным затратам на космос. Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире составили в 2013 году 74,1 млрд долл. На США приходится больше половины — 41,3 млрд долл. Государственные расходы России на космос за последние десять лет выросли в 14 раз и в 2013 году достигли 10 млрд долл. Сейчас по показателю государственных расходов на космос к единице ВВП мы занимаем первое место в мире среди ведущих держав: в 2013 году США потратили 25 долл. на каждые 10 тыс. долл. ВВП, Китай — 4 долл., а Россия — 47 долл.!
На финансирование новой госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» планируется выделить 1,8 трлн руб. Однако насколько эффективно была выполнена прежняя программа, на которую с 2006 года потрачено более 0,5 трлн руб.?
Согласно принятой в 2006 году стратегии развития ракетно-космической промышленности долю России на мировом рынке ракетно-космической техники планировалось увеличить с 11 до 21% к 2015 году. Однако, как сообщили РБК в ОРКК, сейчас эта доля составляет 12%, то есть почти не изменилась по сравнению с показателем восьмилетней давности. В новой госпрограмме ее планируется увеличить лишь до 16% к 2020 году.
В 2006 году планировалось, что доля нового промышленного оборудования (возрастом до десяти лет) на предприятиях отрасли к 2015 году должна вырасти с 3 до 33–35%. По данным ОРКК, этот показатель увеличился всего до 12%: в ракетно-космической промышленности более 70% технологического оборудования имеет возраст свыше 20 лет.
На низком уровне находятся и научные исследования в космической сфере. Как следует из OECD Patents Database, на Россию в 2000–2008 годах приходился лишь 1% патентов, связанных с космической отраслью, тогда как на США — 50%. И это несмотря на то что космическая отрасль в России патентуется в три раза интенсивнее остальных.
Счетная палата, опубликовавшая в середине 2013 года отчет о системе управления российской космической отраслью, сочла ее крайне неэффективной. В 2010 году федеральная космическая программа была выполнена на 40%, в 2011 году — на 67%, в 2012 году — на 73%, несмотря на многократный рост расходов. Количество выведенных на орбиту спутников в 2010–2012 годах составило 47% от запланированного числа. При этом, несмотря на то что затраты на создание отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, их эксплуатационно-технические характеристики крайне низкие, и к тому же растет аварийность. По словам аудиторов, в отрасли фактически «сложилась система коллективной безответственности». Роскосмос, выполнявший функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем, фактически не отвечал ни за сроки, ни за выполнение задач. Агентство не ответило на запрос РБК.
С целью реформы отрасли российские власти приняли решение объединить промышленные активы в ОРКК. При этом у Роскосмоса останутся функции госзаказчика, и агентство также будет отвечать за разработку государственной политики в космической отрасли. Годовой оборот предприятий, переданных в ОРКК, составляет около 170 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе корпорации. При создании ОРКК за модель взяты холдинги государственной корпорации «Ростех» (руководитель ОРКК Игорь Комаров возглавлял АвтоВАЗ, акционером которого является «Ростех»), а Сергей Чемезов вошел в наблюдательный совет ракетно-космической корпорации.
«Назад в будущее»?
Согласно докладу ОЭСР, существует три основных варианта развития мировой космической отрасли до 2030 года. При реализации оптимистичного сценария «Ровное плавание» ожидается укрепление международного взаимодействия в космической отрасли, преимущественное развитие гражданского космоса и научных исследований.
Второй сценарий — «Назад в будущее» — предполагает усиление конфронтации между блоками Россия — Китай и США — Европа. Это приведет к милитаризации космоса, сокращению гражданских расходов, замедлению коммерциализации, а также реализации амбициозных межпланетных и лунных проектов для укрепления престижа государств.
При наиболее пессимистичном сценарии «Штормовая погода» ожидается усиление геополитического противостояния, преимущественная ориентация на военные задачи в космосе и задачи безопасности.
Ухудшение отношений России с западными странами в связи с кризисом на Украине, похоже, делает более реальными второй и третий сценарии. При этом в союзе с Китаем России уготована роль ведомого партнера. Учитывая уже существующую вилку между доходами и расходами на космос и оценивая государственные затраты к единице ВВП, можно сказать, что космическая гонка во втором и третьем сценариях выгодна, пожалуй, только самому ракетно-космическому комплексу и его лоббистам в высшем руководстве страны. Тогда мы вернемся к ситуации позднего СССР, когда ВПК и космос дотировались за счет остальных отраслей экономики и населения. Внутренний рынок России, который несопоставимо меньше по объему рынков США, Европы и Китая, просто не позволит окупить такие расходы на космос.