Станок не заработает
Центробанк все чаще просят смягчить денежно-кредитную политику, «начать использование эмиссионного финансирования бюджета» или долгов компаний, пожаловалась глава ЦБ Эльвира Набиуллина во вторник. Она считает такие предложения вредными. Тем не менее Банк России вынужден на них реагировать.
Последний пример подключения ЦБ к решению вопроса долга крупной компании — обсуждение плана спасения «Мечела». Не исключено, что ЦБ станет его конечным кредитором. В рамках плана спасения компании обсуждается схема, при которой банки-кредиторы — Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ — купят облигации, которые выпустит ВЭБ, и заложат их в ЦБ, рассказывали РБК два федеральных чиновника и близкий к «Мечелу» источник.
Ранее в этом году ЦБ получил по сделкам РЕПО 42,12% другой небанковской организации — группы компаний ПИК. Как акционер девелопера Центробанк даже выдвигал кандидатов в его совет директоров, сообщала компания. Эксперты тогда не исключали, что вместе с правом выдвигать своих кандидатов новый собственник мог получить и другие корпоративные права в компании.
Правда, пока это единичные примеры. Среди чиновников правительства и администрации президента есть те, кто выступает за смягчение денежно-кредитной политики (см. врез), и это представляет для вотчины Набиуллиной большую опасность. «Есть мнение, что если банки дешево кредитуют компании, этого достаточно для экономического роста. Но вряд ли в текущей ситуации такая политика дополнительной эмиссии и дешевых кредитов может привести к чему-то хорошему», — считает завлабораторией денежно-кредитной политики Института им. Гайдара Павел Трунин.
«У нас программы, аналогичные программе количественного смягчения, не будут работать так, как они работают в других странах. Там нет такого большого и раздутого госсектора и опасности высокой инфляции», — считает ведущий научный сотрудник ЦЭФИР РЭШ Наталья Волчкова.
«Считаю такие предложения неприемлемыми, они могут отбросить нашу страну далеко назад, в период начала 1990-х годов», — заявила вчера председатель ЦБ.
Сейчас Центробанк придерживается достаточно жесткой денежно-кредитной политики. Например, 24 апреля Центробанк второй раз за год принял решение о повышении ключевой процентной ставки с 7 до 7,5% годовых. В ЦБ объясняли это возросшими инфляционными рисками, решение позволит замедлить инфляцию до уровня не выше 6% к концу 2014 года. Ранее Банк России повышал ставку в марте этого года с 5,5 до 7% годовых.
По словам Набиуллиной, Центробанк, как и прежде, будет придерживаться политики таргетирования инфляции на уровне 4% в среднесрочной перспективе. Она отметила, что в будущем на этой основе могут быть сформированы институты длинных денег, контроль над финансовой стабильностью и повышение устойчивости финансовой системы в целом.