Серфингист Ник Вудман: от ракушек до миллиардного бизнеса
Увлечение серфингом натолкнуло молодого предпринимателя Ника Вудмана на идею создания портативной видеокамеры. Первый образец он сделал сам, «на коленке», а сейчас его компания, в конце июня вышедшая на фондовый рынок, стоит уже 5,1 млрд долл.
Экстремал из Силиконовой долины
Ник (Николас) Вудман родился в 1975 году в маленьком калифорнийском городке. Он с детства увлекался спортом, играл в футбол и бейсбол. Как пишет портал Business Insider, когда парню было восемь лет, он увидел в гостях у приятеля фотографии из журнала, посвященного серфингу, и с тех пор катание на волне стало главным его хобби. Ник даже колледж Калифорнийского университета в Сан-Диего выбрал только потому, что тот расположен неподалеку от пляжа. Сначала юношу не хотели принимать, но он не представлял себе жизни без волн, поэтому уговорил руководство колледжа разрешить ему учиться в Сан-Диего. «Мы каждое утро вставали и катались, затем шли на занятия, затем опять катались и затем снова шли на занятия», — рассказал он газете своей альма-матер. Сначала Ник по примеру отца, инвестбанкира, работавшего в крупных финансовых институтах, изучал бизнес и банковское дело, но затем понял, что для него это слишком скучно, и перешел на отделение изобразительных искусств. Больше всего ему нравились занятия скульптурой и фотографией. В колледже юноша познакомился со своей будущей женой, которая также получала специальность бакалавра изобразительных искусств. «У него были ударные, у него были гитары, у него были три сноуборда», — вспоминает Джилл Вудман. А университетские приятели характеризуют его как настоящего сорвиголову, готового рисковать как на скейтборде, так и на параплане.
Уже тогда Ник знал, что будет предпринимателем. Во время учебы в школе он подрабатывал, продавая лимонад на углу улицы, в колледже сбывал футболки серфингистам. Юноша подумывал о том, чтобы создать фирму по разработке видеоигр. В 22 года он дал себе слово, что до 30 лет создаст успешную компанию. К 25 годам Вудман накопил достаточно денег, чтобы начать свой первый бизнес — сайт, предлагающий онлайн-игры. Ему даже удалось привлечь 4 млн долл. инвестиций. Вскоре, однако, его детище оказалось смыто взрывной волной лопнувшего пузыря доткомов.
Первая камера для героев
Чтобы передохнуть и затем приступить к поиску новой бизнес-идеи, в 2002 году Ник Вудман решил заняться своим хобби в Австралии и Индонезии. Именно там, пытаясь заснять себя и природу во время катания на доске, Ник обнаружил, что это крайне сложно сделать: существовавшие тогда одноразовые видеокамеры на ремешке постоянно падали. У него родилась идея: надо сделать удобную портативную камеру, которая бы надежно крепилась к телу. Молодой энтузиаст создал опытный образец буквально на коленке и несколько месяцев тестировал его. Затем он вернулся в Калифорнию и на протяжении нескольких месяцев практически не выходил из дома, позабыв про друзей и даже про серфинг. Днями и ночами, поддерживая себя кофе и энергетическими напитками, Ник шил браслеты на швейной машинке матери, отыскивал на онлайн-складах дешевые видеокамеры, которые можно было бы модифицировать, сверлил отверстия в них, учился писать заявки на патенты.
Для стартапа были нужны деньги, которых у Вудмана не было. Как пишет портал Celebrity Riches, во время отдыха на Бали предприниматель с женой увидели на местном рынке ремешки из ракушек, которые продавались по 1,90 долл. Решив, что в США на этом можно сделать деньги, супруги купили 600 браслетов и продали их на родине уже по 60 долл. за штуку. «Я умею продавать все, во что я верю, но я потрясающе продаю то, во что я не верю», — цитирует Forbes полушутливое высказывание бизнесмена о своих способностях сейлз-менеджера.
На вырученные от продажи ремешков деньги и на взятые в долг у матери 35 тыс. долл. Вудман создал фирму и представил в 2004 году на выставке спортивного оборудования в Сан-Диего первую портативную видеокамеру со специально разработанным браслетом, которую он назвал GoPro Hero (от go professional и hero: многие серфингисты-любители чувствуют себя профи и героями, снимая свои успехи).
От первых успехов до IPO
Когда японская фирма купила у него сто камер, стартапер понял, что ему срочно нужно нанять еще сотрудников. Сперва он взял на работу одного своего приятеля из колледжа, а через год, когда выручка составила уже 350 тыс. долл. — еще троих бывших однокурсников. В 2006 году в фирме уже было восемь человек, большинство из них занимались продажами. Они работали по 12—20 часов в неотапливаемом сарае кузнеца, находившемся за домом, который Вудман с женой арендовали в небольшом мексиканском поселке Пескадеро.
Большую поддержку стартапу оказали не только мать и жена Вудмана, но и его отец, вложивший в начинание сына 200 тыс. долл.
С 2008 года GoPro стала предлагать крепления не только для серфингистов, но и для лыжников и сноубордистов.
Первую камеру с высоким разрешением, Hero HD, GoPro представила в конце 2009 года. Новинка была совместима со всеми видами креплений, изобретенными компанией. В 2010 году продажи этой камеры принесли 64 млн долл. «Когда любой творческий процесс идет, мяч начинает катиться, и замечаешь, что можно было бы сделать лучше», — цитирует Вудмана Business Insider. — Тогда просыпаешься утром, а компания, которую ты начал с друзьями по колледжу, является самой быстрорастущей цифровой компанией в мире». В компанию Вудмана постепенно поверили и инвесторы: в 2012 году китайский производитель электроники Foxconn вложил в GoPro 200 млн долл.
Вудман и его команда, насчитывающая уже около 500 человек в США и Китае, постоянно работают над новинками для ценителей самых разных видов спорта. «Развиваться или умереть» — таков девиз предпринимателя-экстремала. «Мы уверены в наших способностях к инновациям, и у нас есть продукты, от которых люди будут в восторге», — цитирует Вудмана Forbes.
Недавно GoPro вышла на фондовый рынок в США. Акции производителя камер, размещенные по цене 24 долл. на NASDAQ, вызвали ажиотаж и взлетели в первый день торгов (26 июня) более чем на 30%, а на момент закрытия торгов 3 июля их стоимость уже на 73% превышала изначальную. Рыночная капитализация компании сейчас составляет 5,1 млрд долл., доля самого Вудмана оценивается в более чем 2 млрд. В целом же состояние экстремала-миллиардера составляет, по расчетам Forbes, 2,3 млрд долл.