Лента новостей
Как микробизнес помогает создавать российский адронный коллайдер 21:15 Спасенные после крушения Ursa Major моряки вылетели в Россию 21:10, Новость Украина приняла первую партию сжиженного газа из США 21:08, Новость Bild рассказала о тревоге Германии из-за незащищенности от «Орешника» 21:05, Статья Джонсон снялся в украинской новогодней комедии 20:43, Статья Под открытым небом: в чем секрет популярности балконов и террас 20:42 В Риге прошли похороны погибшего баскетболиста Яниса Тиммы 20:36, Статья Курские власти сообщили об уничтожении еще двух украинских ракет 20:33, Новость При столкновении автобуса с лесовозом под Братском погибли два человека 20:25, Новость Винисиус стал лучшим футболистом года по версии Globe Soccer Awards 20:23, Статья Атакованный дроном ТЦ во Владикавказе открылся для посещения 20:15, Новость Семь причин ездить на Lada Aura 20:12 Белый дом сообщил о новом пакете военной помощи Украине 20:09, Новость В Белом доме заявили о «первичных признаках», что самолет AZAL был сбит 19:54, Статья Сцепка с цифрой: какие сервисы упрощают и ускоряют грузоперевозки 19:53 Как увеличить оборот в 10 раз до ₽3 млрд и стать крупным игроком на рынке 19:37 На вылете из Ливана задержали родственниц Асада с фальшивыми паспортами 19:33, Новость «Куньлунь» забрал из списка отказов КХЛ голкипера «Спартака» 19:28, Статья
Газета
Какие бизнесы могут пострадать от запрета на хранение личных данных россиян за рубежом
Газета № 122 (1897) (0907) //1857 Общество,
0

Какие бизнесы могут пострадать от запрета на хранение личных данных россиян за рубежом

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Госдума в спешке приняла законопроект о переводе в Россию серверов с личными данными россиян. Эксперты и бизнесмены спорят о том, что именно нужно считать персональными данными и какие бизнесы пострадают от нового запрета на их хранение за рубежом. РБК поговорил с представителями разных отраслей, чтобы узнать, как новый закон отразится на их клиентах — обычных гражданах.

Банковский бизнес

Как прогнозировал Citibank, в 2013 году россияне могли потратить за границей по кредитным картам около 1,7 трлн руб. (примерно 53 млрд долл.). Начальник управления защиты информации Бинбанка Евгений Калашников считает, что новый закон затронет держателей карт российских банков в тех случаях, когда они будут совершать операции за рубежом. «Персональные данные держателей карт будут проходить через компании, которые не имеют серверов на территории России. Как будет решаться эта проблема — пока не ясно», — говорит Калашников. Он утешается тем, что закон вступает в силу лишь 1 сентября 2016 года, так что у всех заинтересованных сторон есть временной запас, чтобы должным образом организовать хранение данных российских пользователей.

Управляющий директор по электронному бизнесу Промсвязьбанка Алгирдас Шакманас считает, что степень влияния закона на работу банков будет зависеть от того, какими станут окончательные формулировки. «До принятия закона сложно оценить экономические последствия. Безусловно, часть российских предприятий, осуществляющих продажу товаров и услуг через Интернет, напрямую или через партнеров осуществляют обработку данных о клиентах вне территории России. Прежде всего этот закон коснется авиакомпаний и агентств по продаже авиабилетов, крупных ретейлеров, чьи сервера располагались в зарубежных дата-центрах. Этим компаниям придется инвестировать в развитие инфраструктуры на территории России, менять свои бизнес-процессы, возможно, часть операций будет вынужденно прекращена. Последствиями для банковской системы могут стать сокращение объема безналичных платежей по запрещенным операциям, в том числе по банковским картам. Также банки могут увидеть рост спроса на заемные средства со стороны предприятий для развития инфраструктуры», — рассуждает Шакманас.

Международные пассажирские перевозки

Онлайн-продажи только авиабилетов в России в 2013 году составили около 115 млрд руб. (около 3,6 млрд долл.), подсчитал директор по развитию тревел-агентства Pososhok.ru Кирилл Фаминский. По его прогнозам, в 2014 году рынок вырастет на 20—25%.

Для бронирования авиабилетов во всем мире используются международные компьютерные системы бронирования, серверы которых находятся за рубежом — Sabre (пользуется «Аэрофлот») и Gabriel («Трансаэро»), рассказали РБК представители авиакомпаний. И данные россиян передаются в другую страну, считают они. Российскую систему бронирования «Сирена-Трэвел» использует авиакомпания «ЮТэйр», поэтому систему продаж компании новый закон никак не затронет, говорит представитель этой авиакомпании.

Остальным авиаперевозчикам придется переключаться на российские системы бронирования билетов. Кроме «Сирены» такую систему сейчас разрабатывает «Росэлектроника» (входит в государственный «Ростех») совместно с Turkish Airlines и структурами, близкими к акционерам Внуково. Но на создание новой системы уйдет не менее пяти лет, уверяет сотрудник одной из крупных российских авиакомпаний.

Национальную систему онлайн-бронирования в любом случае придется сопрягать с зарубежными, говорит замгендиректора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. Это возможно, но очень сложно технически — авиакомпаниям придется либо блокировать систему продаж, либо ставить дополнительные фильтры по хранению данных, рассказал эксперт. Новые технологии, договоры с зарубежными системами бронирования, переобучение персонала — все это дополнительные расходы, которые в итоге лягут в цену билета, считает Ходоровский. «Вопрос в том, кто за это заплатит, а заплатит всегда пассажир», — говорит эксперт. В итоге зарубежные продажи крупных авиакомпаний, например «Аэрофлота» и «Сибири» (S7), могут серьезно сократиться, уверен он. В этих компаниях комментировать ситуацию не стали.

Все зарубежные авиакомпании работают с глобальными системами, говорит представитель метапоисковика (формирует поисковую выдачу за счет смешивания и переранжирования результатов поиска других поисковиков). Aviasales.ru: если пассажир хочет полететь самолетом авиакомпании Lufthansa, он свои данные доверяет именно зарубежному серверу. Но запретить человеку доверять свои данные кому бы то ни было нельзя, уверен представитель поисковика.

Туристический бизнес

По данным исследовательской компании Synovate Comcon, 11% россиян в 2013 году совершили поездки за рубеж, в среднем каждый из них потратил на одну поездку около 36 тыс. руб. (примерно 1130 долл.) и 74% граждан пользовались услугами туристических агентств. При этом спрос на туристические интернет-сервисы по бронированию отелей растет, утверждает ассистент директора по маркетингу и коммуникациям Synovate Comcon Анна Зайцева.

По данным Data Insight, объем интернет-туризма (поездок, организованных с помощью Интернета) в 2013 году в России составил 230 млрд руб. (7,21 млрд долл.): в эту сумму входит и покупка билетов, и бронь гостиниц, и покупка туров. За прошлый год туристическими услугами онлайн воспользовались 9 млн россиян, подсчитала компания.

Гендиректор компании «Пегас Туристик» Анна Подгорная считает, что новый законопроект в первую очередь повлияет как раз на туристические интернет-сервисы, но вряд ли отразится на бизнесе обычных туроператоров. Саму идею нового законопроекта Подгорная считает удачной: «В ней есть здравый смысл, и личные данные пользователей действительно необходимо защищать».

Само понятие «персональные данные» сформулировано нечетко, и все будет зависеть от правоприменения, заявил гендиректор компании Qrator Labs (специализируется на защите сайтов от DDoS-атак) Александр Лямин. Работа сервисов по онлайн-бронированию, которые в любом случае имеют дело с персональными данными, поставлена под угрозу, полагает он: для переноса центров по обработке и хранению персональных данных у многих из них просто не хватит ресурсов.

Требование размещать центры по обработке персональных данных в России верное, считает технический директор компании Nutanix (разрабатывает высокотехнологичные компьютерные платформы) Максим Шапошников: такие данные представляют стратегическую ценность для государства, и страны-конкуренты не должны иметь к ним доступ. По мнению Шапошникова, непреодолимых сложностей по переносу центров обработки в Россию у крупных зарубежных сервисов не будет, а проблемы бронирования билетов и гостиниц будут, скорее всего, решены новыми поправками к закону.

Розничная торговля и почтовые пересылки

Как подсчитала Data Insight, объем интернет-торговли в России в 2013 году достиг 350 млрд руб. (примерно 11 млрд долл.), еще 150 млрд руб. (около 4,7 млрд долл.) люди потратили на покупки в зарубежных интернет-магазинах. По оценке компании, сейчас в России около 30 млн человек покупают товары и услуги через Интернет, из них 70% живут за пределами Москвы.

Новый законопроект вряд ли скажется на крупных игроках, таких как eBay или Aliexpress, считает гендиректор Insales (развивает сервис для создания интернет-магазинов) Тимофей Горшков. Представитель eBay Карина Грошева согласна, что законопроект не коснется деятельности ее компании: eBay не запрашивает у пользователей каких‑либо личных данных. «Все, что покупатель нам сообщает, — это логин и пароль, а они совершенно не привязаны к личности и никак ее не идентифицируют», — объясняет она.

У службы доставки в Россию товаров из иностранных интернет-магазинов Shipito нет серверов в России, поэтому сейчас вся информация о российских пользователях хранится в США, говорит представитель компании Сергей Смирнов. По его словам, если будет необходимость, компания рассмотрит вариант переноса серверов в Россию.

Большая часть почтовых отправлений из‑за рубежа — около 80% — это покупки из интернет-магазинов, говорили представители Федеральной таможенной службы (ФТС). По оценке компании ExpressRMS, объем международных отправлений в Россию в 2013 году составил около 43 млн, причем 95% посылок стоили дешевле 200 долл. Представитель «Почты России» заверил, что она готова к введению новых правил обработки и хранения персональных данных, так как никакие личные данные зарубежным компаниям не передаются.

Международная связь

За границей 58% туристов из России предпочитают связь от своих операторов в роуминге, а желающие сэкономить подключаются к сетям местных операторов (22%), бесплатному доступу в Интернет через Wi-Fi (18%) или звонят по телефону из гостиницы (2%), показало исследование издания TelecomDaily.

Представитель «Ростелекома» заявил, что компания соответствует грядущим требованиям по хранению и обработке персональных данных: пользователи могут не бояться перебоев с международной телефонной связью. Компания обладает собственными центрами обработки данных на территории России, и их легко масштабировать в соответствии с потребностями.

Ранее в МТС, «МегаФоне» и «ВымпелКоме» говорили, что большинство данных их клиентов хранится на территории России. Представитель МТС Дмитрий Солодовников отмечал, что обмен информацией с зарубежными партнерами происходит в обезличенном виде: например, сообщается идентификационный номер абонента и набор услуг. Представитель «МегаФона» Олеся Яременко говорила, что нововведение повлечет значительные расходы на переоборудование.

Будут проблемы у Skype, ожидает гендиректор Telecom­­Daily Денис Кусков: часть абонентов сервиса пользуются платными услугами, а они требуют обработки персональных данных.