Губернаторы как инвестиции
Региональный бизнес активно подключился к предвыборным губернаторским кампаниям, особенно в Нижегородской, Орловской и Оренбургской областях, выяснили эксперты близкого к «Единой России» аналитического центра. Федеральные финансово-промышленные группы реже, чем в начале 2000-х, пытаются продвинуть в руководство регионов своих ставленников, но многие кандидаты от партии власти рассчитывают на мобилизацию сотрудников госкомпаний в день голосования.
Отстраненные федералы
В регионах, где 14 сентября пройдут выборы губернаторов, федеральные финансово-промышленные группы (ФПГ) заинтересованы в исходе кампании, если они расширяют свою деятельность или начали работать в регионе недавно. Такой вывод следует из доклада «Участие крупного бизнеса в губернаторских предвыборных кампаниях 2014 года» Агентства политических и стратегических инициатив (АПСИ), возглавляемого членом высшего совета «Единой России» Дмитрием Орловым.
Защитников интересов региональных или федеральных ФПГ, например, бывших сотрудников крупных компаний на губернаторских постах сейчас немного. Авторы доклада объясняют это стремлением Кремля в начале 2000-х отделить региональную власть от крупного бизнеса.
Среди таких ставленников крупного бизнеса, готовящихся к выборам, аналитики АПСИ выделяют врио челябинского губернатора Бориса Дубровского, бывшего топ-менеджера Уралвагонзавода и Магнитогорского металлургического комбината. С Уралвагонзаводом ранее эксперты РБК связывали и назначение временным руководителем Курганской области Алексея Кокорина — это решение якобы лоббировал полпред президента в УрФО Игорь Холманских, больше 30 лет проработавший на Уралвагонзаводе. В докладе говорится, что этой машиностроительной корпорации потребовался свой губернатор, так как она планирует взять под свой контроль очередное оборонное предприятие — Курганмашзавод.
По данным доклада, президент «Роснефти» Игорь Сечин повлиял на назначение Владимира Владимирова в Ставропольском крае. Еще один пример — руководитель Мурманской области Марина Ковтун, выходец из региональной дочерней компании «Норильского никеля». Врио президента Башкирии Рустэм Хамитов ранее работал в «РусГидро», а Олег Кувшинников (Вологодская область) до работы губернатором входил в совет директоров «Северстали». В этом регионе нет других крупных бизнес-игроков, что предполагает сохранение доминирующего положения сталелитейщиков и их губернатора.
В некоторых случаях ФПГ снизили интерес к регионам, бывшим их традиционной базой: например, владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин, который рассчитывал стать сенатором от Кировской области, недавно отказался от поста депутата регионального парламента.
«Газпром», «Роснефть», Уралвагонзавод, РЖД, ОСК и ОАК не склонны к оппозиционным проявлениям и, как правило, поддерживают действующую власть, подчеркивают авторы. От мобилизации сотрудников нефтяных и газовых компаний в день голосования будут не в последнюю очередь зависеть результаты на выборах в Тюменской области, где баллотируется врио губернатора Владимир Якушев. Голосование работников АвтоВАЗа может сыграть роль в избрании Николая Меркушкина в Самарской области. Георгий Полтавченко в Санкт-Петербурге также рассчитывает на поддержку госкомпаний, говорится в докладе.
В опрошенных РБК компаниях отказались комментировать данные доклада об участии в предвыборных кампаниях в регионах. Представитель АвтоВАЗа сказал, что в первый раз слышит о том, что компания поддерживает врио губернатора Самарской области Николая Меркушкина в его нынешней избирательной кампании. Уралвагонзавод — коммерческое предприятие, политической деятельностью оно не занимается, сказал представитель группы.
Заинтересованные регионалы
Активность регионального бизнеса на выборах, которую отмечают авторы доклада, во многом объясняется приходом губернаторов-«варягов». Сам бизнес при этом расколот на неравные лояльную и оппозиционную части.
В Орловской области, где и.о. губернатора — член КПРФ Вадим Потомский — поддержан «Единой Россией», крупный местный бизнес составил основу активной оппозиции. Орловский предприниматель Виталий Рыбаков, рассчитывавший на выдвижение от «Единой России», пошел на выборы от Народной партии России. Московский бизнесмен Сергей Исаков, связанный с бывшим орловским губернатором Егором Строевым, баллотируется от партии «Родина».
В Нижегородской области против Валерия Шанцева КПРФ, «Справедливая Россия» и «Гражданская платформа» выставили крупных предпринимателей.
Важным примером попытки сформировать оппозиционную группу деловой элиты стала и Оренбургская область. В этом регионе экс-кандидат от ЛДПР Сергей Катасонов представлял строительный бизнес со связями в столице. Этот ресурс позволил ему создать коалицию с участием КПРФ и «Справедливой России». Отзыв Катасонова выдвинувшей его ЛДПР вернул избирательную кампанию к инерционному сценарию.
Врио губернаторов в Мурманской области и Ставропольском крае предприняли попытку снизить риски от активности потенциально недружественных ФПГ. Ковтун привлекла к сотрудничеству группу «Фосагро», что лишило ее соперника от «Справедливой России» Александра Макаревича возможной поддержки со стороны группы. Ставрополец Владимиров, которого связывают в докладе с «Роснефтью», подписал недавно соглашения о сотрудничестве с ЛУКОЙЛом и «Еврохимом». Поддерживаемый ЛУКОЙЛом врио губернатора Астраханской области Александр Жилкин получил на выборах оппонента-коммуниста Олега Снегова, связанного с «Газпромом». Таким образом компания пытается оказать давление на Жилкина, поскольку Снегов не обладает реальными электоральными перспективами — пока это единственный пример подобной технологии, говорится в докладе. Выдвижение бизнесом кандидата против действующего губернатора встречается редко — это возможно, если такое решение санкционировано федеральным центром, отмечают авторы.
«Региональный бизнес больше зависим от губернаторов и гораздо более чувствителен к смене губернаторов, поэтому сейчас он демонстрирует большую активность. Федеральные ФПГ пришли в регионы давно, и многим из них не так важна смена губернаторов», — говорит политолог-регионалист Ростислав Туровский. В Нижегородской области, несмотря на выдвижение сразу трех предпринимателей-оппозиционеров, более крупные игроки воздерживаются от участия в кампании, отмечает эксперт. А в Орловской области единоросс Рыбаков, вставший в оппозицию врио губернатора коммунисту Потомскому, вряд ли сможет преодолеть муниципальный фильтр, говорит эксперт. По словам руководителя АСПИ Орлова, бизнес может сделать ставку на того или иного игрока в губернаторской кампании, но это отнюдь не обещает его победы, особенно в отсутствии санкции Кремля.