Лента новостей
«Туркменские авиалинии» приостановили полеты в Москву на месяц 13:18, Статья Песков рассказал, где Путин празднует Новый год 13:14, Новость НКР повысило рейтинг «Росгосстраха» до AA+.ru 13:12 Кремль рассказал, в каких странах могут пройти переговоры с Киевом 13:05, Статья Яркие цвета и ассистенты: 5 фактов об обновленном кроссовере Omoda C5 13:04 В ОАК рассказали об около 40 недособранных самолетах на заводах 12:59, Статья Песков назвал критической ситуацию с разливом мазута в Керченском проливе 12:58, Статья Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов 12:57, Статья Как продать оборудование, оставить его себе и получить деньги на новое 12:56 В чем разница между игристыми винами: креман, франчакорта, кава, зект 12:54, Статья Глава ФШР заявил, что скандал с Карлсеном на ЧМ бьет по авторитету FIDE 12:50, Статья В Керченском проливе очистили загрязненные участки моря от мазута 12:50, Новость Кремль ответил на заявление Белого дома о крушении лайнера под Актау 12:49, Статья Vogue опубликовал рецепт любимого коктейля королевы Виктории с шампанским 12:42 Как работает полный привод с системой Torque-Vectoring 12:35 Собянин открыл три станции на новой Троицкой линии московского метро 12:33, Новость «Страшнее рака»: чем грозит миру резистентность к антибиотикам 12:33, Статья Генеративный искусственный интеллект в бизнесе: практические кейсы 12:30
Газета
Как в Госплане
Газета № 123 (1898) (1007) //1858 Общество,
0

Как в Госплане

Стратегии развития должны стать реалистичными и учитывать геополитические риски
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

До конца года правительство должно создать новую стратегию социально-экономического развития России до 2025 года. Она заменит устаревший документ, написанный в кризисном 2008 году и с тех пор положенный чиновниками под сукно. Впервые разработчики будут отвечать за ее исполнение — этого требует закон о стратегическом планировании, вступающий в силу завтра.

Согласно закону о стратегическом планировании, стратегии развития должны разрабатываться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях каждые шесть лет и корректироваться на основе ежегодных посланий президента, решений правительства и Кремля с учетом долгосрочного социально-экономического и бюджетного прогнозов. Разработчики несут ответственность за качество планирования и достижение намеченного «в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством».

«Впервые (в законе) прописаны обязательства государства по разработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития, прогноза развития науки и технологий. Сейчас они делаются, но могут и не делаться — законодательного требования не было, — пояснил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач в интервью Интерфаксу. — Блок прогнозов включает документ, который еще не разрабатывался, — стратегический прогноз. В данном случае — оценка тех геополитических рисков развития России, с которыми мы можем столкнуться».

По новым правилам будет строиться новый программный документ — «Стратегия социально-экономического развития России до 2025 года», сказал Клепач. Она придет на смену «Стратегии-2020», принятой в кризисный 2008 год. Это была последняя оптимистичная стратегия, и сейчас ее можно назвать «оптимистичной трагедией», иронизирует главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.

В апреле этого года премьер Дмитрий Медведев заявил, что параметры «Стратегии-2020» могут быть не достигнуты при текущих темпах роста российской экономики (в этом году ВВП вырастет на 0,5%, по официальному прогнозу). В стратегии указано, что для достижения стратегических целей экономики ВВП России должен расти не менее чем на 5% ежегодно, а инфляция не должна превышать 5%.

«Ее надо обновить до конца этого года. Сейчас преждевременно говорить, удастся эту работу завершить или нет к концу года, но важно, что ее надо делать», — сказал Клепач.

На Петербургском экономическом форуме в мае этого года министр экономического развития Алексей Улюкаев признал, что исполнение стратегий развития в России не всегда соответствует изначально заявленным целям. Это, по мнению министра, одна из основных проблем российской экономической политики.

«В моем понимании долгосрочные стратегии носят ориентировочный характер. Среднесрочное планирование — это уже руководство к действию, а не просто пожелание и ориентир», — рассуждает замдекана высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Дмитрий Жданов. По его словам, до сих пор прогнозы носили скорее рекомендательный характер, а сейчас от ориентировочных целей нужно перейти к более обязательным. Основным эффектом от долгосрочного планирования должна стать системность работы отраслей.

Новая стратегия должна учитывать особенности российской экономики, которая остается сырьевой, и опыт ресурсных стран, которым удалось справиться с ресурсным проклятием, полагает Миронов. Он считает, что нужно обратить внимание на отрасли, которые приносят самый большой вклад в ВВП. Это ТЭК (в ВВП в общей сложности приносит вклад около четверти, с учетом вклада в другие отрасли — торговли и транспорта), автомобилестроение, металлургия (8—10% ВВП), пищевая промышленность (около 10%), строительство, розничная торговля (20%), транспорт.

Принцип ответственности и результативности, прописанный в законе о стратегическом планировании, может привести к тому, что разработанные чиновниками планы развития окажутся скромнее, чем это было ранее. Излишне оптимистичные планы были продиктованы высокими ценами на нефть, которые держались сравнительно долго, и чиновники финансово-экономического блока предполагали, что экономика будет расти, указывает Миронов. Сейчас все прогнозы не предполагают высоких темпов роста.

В России проводить долгосрочное планирование и прогнозирование сложно, учитывая зависимость экономики от сырьевой конъюнктуры — цен на нефть, газ и металлы, говорит глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Долгосрочные стратегии нужно создавать. Другое дело, что это не догма, а гипотеза, и нужно быть готовыми к тому, что реальность может отличаться», — отмечает он.