Заначка для БРИКС
Банк развития БРИКС может заработать уже со следующего года. Его капитал должен составить 50 млрд долл., но страны-участницы будут вносить в него свои доли в течение нескольких лет. От России на первом этапе потребуется всего 2 млрд долл. Банк сможет скоординировать инвестполитику суверенных фондов, но не поможет странам выйти из кризиса, если тот наступит, говорят эксперты.
Лидеры стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) подпишут рамочное соглашение о создании организации, получившей название «Новый банк развития» на саммите в Бразилии 14—16 июля, сообщил министр финансов Антон Силуанов.
Сумма, на которую сейчас подписываются страны-учредители, составляет 50 млрд долл.Из этих денег страны оплачивают 10 млрд долл. Россия выплатит свои 2 млрд долл. в течение 7 лет, сообщил директор департамента международных финансовых отношений Минфина Андрей Бокарев в официальном сообщении на странице ведомства в Facebook. 40 млрд останутся в качестве капитала до востребования, говорил ранее замглавы Минфина Сергей Сторчак.
Банк развития БРИКС может заработать уже в 2015 году, из его средств будет финансироваться строительство и модернизация инфраструктуры в развивающихся странах. Где будет расположена штаб-квартира организации, пока неизвестно. По словам Силуанова, рассматриваются два варианта — Шанхай и Нью-Дели. Россия не настаивала на Москве, но рассчитывает активно участвовать в органах управления.
Президент банка будет избираться на пять лет по представлению учредителей в порядке ротации. Все остальные учредители будут иметь должность вице-президентов. Голосование по решениям будет осуществляться по взвешенной системе, в соответствии с долями членов акционеров в капитале. Решения будут приниматься специальным большинством, предполагающим их поддержку четырьмя из пяти представителей государств, рассказал Силуанов.
Банк может стать дополнительным механизмом координации инвестиционной политики суверенных фондов стран БРИКС (в России это Фонд национального благосостояния), говорит профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики Александр Абрамов. Но экономические интересы стран БРИКС часто пересекаются — они конкурируют за прямые иностранные инвестиции, новейшие технологии, статус международного финансового центра и т.д. Поэтому в управлении банком может возникнуть конфликт интересов.
Деньгами банка его учредитель сможет воспользоваться и при большом оттоке капитала или давлении на валютном рынке. Для этого страна сможет обратиться в постоянно действующий комитет пула с просьбой о пополнении ее резервов. Эта опция России не понадобится, считает главный экономист HSBC Bank по России и СНГ Александр Морозов. У нее и у Китая размер золотовалютных резервов достаточен, чтобы не обращаться в банк БРИКС для затыкания дыр в платежном балансе в случае кризиса.
Но Бразилия, Индия и Южная Африка смогут воспользоваться возможностью получить средства в объеме, превышающем обычный объем финансирования по линии МВФ. Впрочем, ресурса в 100 млрд долл. может не хватить в ситуации, аналогичной кризису 2008 года, скептичен Абрамов. Дело в том, что подобные катаклизмы одинаково отражаются на всех странах БРИКС, и им всем может потребоваться срочная помощь.