Споткнулись о рубль
Промышленное производство в России, по данным Росстата, в июне снизилось на 0,7% после минимального роста на 0,1% в мае. У компаний недостаток финансовых ресурсов для роста, а эффект слабого рубля больше не действует, объясняют эксперты.
Падение было зафиксировано с учетом сезонного и календарного факторов впервые с февраля этого года. По сравнению с соответствующим месяцем прошлого года показатель вырос на 0,4% после роста на 2,8% в мае, на 2,4% в апреле, на 1,4% в марте, на 2,1% в феврале и снижения на 0,2% в январе.
Согласно медианному прогнозу 19 экономистов, опрошенных Bloomberg, ожидался рост на 2%, диапазон оценок роста показателя составил от 0,3 до 3%. Такого же роста в среднем ожидали эксперты, участвующие в консенсус-прогнозе Reuters. Прогноз Интерфакса составлял 1,6%.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев неделю назад докладывал президенту Владимиру Путину о том, что промпроизводство становится «главным локомотивом роста», и называл предварительные оценки — рост на 1,8% по итогам полугодия и 2,5% во втором квартале. Официальные данные Росстата оказались скромнее — 1,5% по полугодию и 1,8% во втором квартале.
«Ранее факторы роста промышленности были связаны с эффектом слабого рубля и импортозамещения», — объясняет главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
По данным Росстата, в июне по отношению к маю наблюдалось падение в производстве электроэнергии и газа и добыче некоторых полезных ископаемых. Упала добыча газа и нефти, зато выросла добыча угля и строительных нерудных материалов.
Обрабатывающая промышленность показала незначительный прирост по отношению к предыдущему месяцу. Выросло производство бензина, чугуна, а также легковых и грузовых автомобилей. При этом снизилось производство стали, проката черных металлов и производство труб.
«Мы не видим факторов, которые могли бы оказать существенное влияние на промышленный сектор, который, вероятно, продолжит стагнировать. Единственным положительным моментом является то, что есть несколько возможная вероятность импортозамещения в некоторых чувствительных секторах», — пишет в отчете главный экономист по России и СНГ компании ING Дмитрий Полевой.
Сегодня предпринимателям гораздо выгоднее заниматься торговлей, оказанием услуг, финансовыми операциями, то есть ликвидным, дающим быструю отдачу бизнесом, чем инвестировать в долговременное производство, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович.
По его словам, сейчас бизнесу невыгодно инвестировать в производство с длинным циклом, так как неизвестны будущие правила игры. «Речь идет прежде всего о налогах. Бизнес должен жить по определенному плану, а когда власти никак не могут определиться с тем, будут или не будут повышаться налоги, бизнес занимает выжидательную позицию», — поясняет он.
По-прежнему на крупных предприятиях сказывается конфликт на Украине, считает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. По его словам, в результате на 1—1,5% выросла стоимость привлечения зарубежных кредитов для крупнейших компаний. Есть серьезные выплаты по внешним долгам, которые трудно перекредитовывать на старых условиях. «В принципе у большинства компаний накоплена наличность, чтобы перекредитовывать долги, но из-за этого они не могут инвестировать», — делает вывод эксперт.
Согласно опросам предпринимателей, проведенным Центром конъюнктурных исследований ВШЭ, наиболее заметными ограничителями роста промышленного производства являются дефицит спроса и финансовых средств, при этом в годовом интервале прослеживалось усиление их давления на бизнес. Так, доля руководителей, ссылавшихся на дефицит внутреннего спроса, увеличилась относительно июня 2013 года с 44 до 47%, на недостаток финансовых средств — с 37 до 40%. Негативное влияние высокого уровня налогообложения отметили, как и год назад, 38% респондентов.
Более 30% предпринимателей считали, что ведение бизнеса осложняет такой фактор, как неопределенность экономической ситуации. Фактически это означает, что треть руководителей крупных и средних промышленных предприятий не понимают сути происходящих в стране экономических процессов или не в состоянии адекватно управлять производством при постоянно меняющихся условиях хозяйствования, говорится в исследовании ВШЭ.