Лента новостей
Единая сеть и суперпродукты: какое будущее ждет мобильных операторов 14:25 Почему будущее ТЭКа зависит от «цифры» 14:24 Сортировка начинается на кухне: как в России обращаются с отходами 14:23 В «Азимут» пришли с проверкой после возгорания самолета в Анталье 14:02, Статья Игрока ЦСКА признали лучшим футболистом Узбекистана второй год подряд 14:00, Статья Что известно о новом президенте Грузии 13:53 Бывший игрок владикавказской «Алании» стал президентом Грузии 13:43, Статья В Москве задержали разыскиваемого Интерполом гражданина США 13:42, Новость Власти Херсонской области сообщили о сбитом самолете ВСУ 13:30, Статья Агент Овечкина назвал сроки возвращения хоккеиста после перелома 13:25, Статья Безопасный, современный, мощный: все – о новой Lada Aura для чиновников 13:23 Потанин заявил, что «страна может жить» с долларом за ₽100–110 13:19, Статья Литовку сняли с ЧМ по фитнесу из-за футболки make Russia small again 13:15, Статья Пловец с Каймановых островов побил мировой рекорд на чемпионате мира 13:11, Статья Сэм Альтман пожертвует $1 млн в инаугурационный фонд Трампа 13:04, Новость Эффект лизинга: сократить расходы, наладить процессы и получить рекламу 12:55 Потанин посоветовал акционерам «Норникеля» «потерпеть с дивидендами» 12:42, Статья На трассе М-4 «Дон» произошло шесть аварий с участием 13 автомобилей 12:38, Новость
Газета
Отдых без гарантий
Газета № 129 (1904) (1807) //1933 Общество,
0

Отдых без гарантий

Как закон защищает туристов
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Крах «Невы» вновь выявил недостатки туристического законодательства. После скандального ухода с рынка «Ланты-тур» в 2012 году требования к финансовому обеспечению операторов выездного туризма был пересмотрены. Однако у большинства крупных турфирм размер фингарантий не увеличился, а, наоборот, снизился. Либо как в случае с «Невой» страховщиком оператора стала малоизвестная компания, офис которой в среду вечером был опечатан, но в четверг днем все-таки открылся для приема пострадавших клиентов.

Отраслевое объединение «Турпомощь» в четверг, 17 июля, провело заседание своего наблюдательного совета, на котором обсуждалась ситуация с клиентами туроператора «Невы», накануне объявившего о своей финансовой несостоятельности. В среду гендиректор «Невы» Максим Пирогов признавал, что за границей находятся около 6,5 тыс. клиентов компании и часть из них придется вывозить домой с помощью «Турпомощи».

По итогам вчерашнего заседания врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов заявил, что, по данным на утро 17 июля, за границей находится около 2,8 тыс. туристов «Невы», но цифры постоянно обновляются. Пирогов вчера сообщил, что «Нева» ведет переговоры с авиакомпании о возвращении домой туристов и те «готовы к сотрудничеству». Но подключать «Турпомощь» все-таки придется, уточняют и в «Неве», и в Ростуризме. Информацией, какое количество туристов и из каких стран придется вывозить за счет «Турпомощи», у объединения на вечер четверга еще не было.

ВСЕ ЗА ОДНОГО

«Турпомощь» была создана в 2012 году, после того как рынок со скандалом покинул сопоставимый по масштабу с «Невой» туроператор «Ланта-тур вояж». Как только в январе того года выяснилось, что «Ланта» не расплатилась с отелями и принимающими компаниями, те тут же стали требовать с туристов повторной оплаты своих услуг. В ситуацию пришлось даже вмешаться Владимиру Путину, на тот момент премьеру и кандидату в президенты РФ. После того как он принял у себя курировавшего тогда туризм министра спорта Виталия Мутко, государственный ВТБ оперативно выдал «Ланте» кредит на 7 млн долл. для расчета с партнерами.

Вскоре Госдума приняла поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которые, в частности, обязали всех операторов выездного туризма к маю 2013 года вступить в отраслевое объединение, единственное задачей которого стало создание компенсационного фонда для экстренной помощи российским туристам за границей. Каждая турфирма, отправляющая клиентов за рубеж, должна ежегодно перечислить в этот фонд минимум 100 тыс. руб. По итогам 2013 года членами «Турпомощи» стали 2060 туроператоров, соответственно, размер фонда составлял 206 млн руб. Из этих средств сейчас и будут финансироваться возвращение клиентов «Невы» домой. Затем «Турпомощь» вправе потребовать от финансового гаранта туроператора компенсировать понесенные расходы.

ПОГОНЯ ЗА ОБЪЕМАМИ

Крах «Ланты-тур» заставил пересмотреть и размер фингарантий для операторов выездного туризма. Сам механизм финансового обеспечения появился в 2007 году по инициативе одного из основателей «Невы» Владимира Стржалковского, в 2004—2008 годы руководившего Ростуризмом. «Ланта-тур» была застрахована на максимально возможные на тот момент 100 млн руб. Но этой суммы не хватило, чтобы рассчитаться со всеми пострадавшими. «Ингосстрах», гарант «Ланты», принял более 2,7 тыс. документов в интересах 6,2 тыс. человек на общую сумму 192,8 млн руб. В результате каждый из обратившихся за компенсацией получил примерно половину от требуемой суммы.

До лета 2012 года размер фингарантий для операторов выездного туризма в зависимости от их выручки составлял 30 млн, 60 млн и 100 млн руб. Принятые после краха «Ланты» поправки в отраслевое законодательство установили новый порядок. Гарантию в 30 млн руб. теперь должны иметь компании, которые работают по упрощенной системе налогообложения либо чьи «денежные средства, полученные от реализации туристского продукта» в сфере выездного туризма за предыдущий год не превышают 250 млн руб. Подразумевалось, что речь идет о выручке туроператора. Если объем таких денежных средств превышает 250 млн руб., то компания должна быть застрахована уже на сумму, равную 12% от этого самого «денежного объема». Крупнейшие туроператоры, по замыслу туроператоров, должны были оформить гарантии если не на миллиарды, то на сотни миллионов рублей.

Но выяснилось, что страховщики не готовы брать на себя такую ответственность. Подобные гарантии невозможно перестраховать за рубежом, поскольку закон «Об основах туристской деятельности в РФ» обязывает гаранта отвечать и за злой умысел туроператора, что не согласуется с западной страховой практикой. Поэтому туроператоры стали трактовать прописанный в законе «объем денежных средств» не как свою реальную выручку, а лишь как комиссионное вознаграждение от своих партнеров.

В результате число операторов, имеющих крупные гарантии, не выросло, а, наоборот, снизилось. В мае 2012 года в реестре Ростуризма числилась 41 компания с гарантией на 100 млн руб. и 37 — на 60 млн руб. А вчера в том же самом реестре была информация всего о 21 операторе с гарантией от 100 млн руб. и более и 12 — на 60  млн руб.

Показателен и такой момент: поправки обязали операторов выездного туризма заявлять, а Ростуризм публиковать в своем реестре объем денежных средств за предыдущий год. РБК изучил эти данные: на вчерашний день всего три компании указали, что на выездном туризме заработали за предыдущий год более 1 млрд руб. в год. Это «Нева», которая год назад заявляла тот же самый объем, — 3,684 млрд руб., «Верса» из Петербурга с 1,75 млрд руб. (год назад было 3,237 млрд руб.) и TUI Russia & CIS с 1,006 млрд руб. (год назад — 878 млн руб.). У таких крупных известных компаний, как Coral Travel или Tez Tour, годовой «объем денежных средств от реализации туристского продукта» равен всего 480 млн руб. и 127 млн руб. соответственно, что позволяет им иметь гарантию на 100 млн руб.

Но туроператорам не так-то просто сейчас застраховаться и на 100 млн руб., свидетельствует реестр Ростуризма. Например, гарантами ключевой структуры туроператора «Лабиринт» (заявленный объем денежных средств — 209 млн руб.) выступают сразу два страховщика — ВСК на 60 млн руб. и «Восхождение» на оставшиеся 40 млн руб. А уже упомянутой «Версе» гарантию на 210 млн руб. обеспечивают сразу четыре страховые компании, включая то же «Восхождение».

«ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОЙ»

Ответственность «Невы» также застрахована в «Восхождении» на 454,2 млн руб. На страховом рынке эта компания малоизвестна, она не входит во Всероссийский союз страховщиков, главную отраслевую ассоциацию. Как сообщал ранее РБК, объем премий, собранных «Восхождением» за 2013 год составил 49,9 млн руб., выплат — 7,4 млн руб. Капитал, согласно опубликованной отчетности по МСФО, на конец прошлого года составлял 167,7 млн руб. Впрочем, вчера стало известно, что всего несколько дней назад капитал страховщика вырос до 500 млн руб. Это произошло, по данным ЕГРЮЛ, 10 июля. В тот же день сменился и гендиректор «Восхождения»: вместо Ирины Питерской им стал Виктор Каныгин. В СПАРКе информация обновилась только в четверг, 17 июля.

В среду телефоны «Восхождения» не отвечали. Отраслевое интернет-издание tourdom.ru утверждает, что вечером того дня сотрудники компании покинули офис, который затем был опечатан. В Ростуризме РБК также признавались, что утром в четверг не застали на месте ни одного представителя «Восхождения». Впрочем, уже днем офис страховщика все-таки заработал. Клиенты «Невы», подававшие заявления, рассказывали, что всего в офисе работали четыре сотрудника. Причем у посетителей сложилось впечатление, что это недавно нанятые сотрудники.

Источник, близкий к основателям «Невы», утверждает, что для туроператора молчание «Восхождения» в среду стало неприятным сюрпризом. Гендиректор «Невы» Максим Пирогов вчера, однако, заверил журналистов, что ему не в чем обвинить своего гаранта. Молчание страховщика в среду Пирогов объяснил «техническим сбоем». Фингарантии хватит, чтобы рассчитаться со всеми пострадавшими, уверяют в «Неве».

Крупные страховые компании не хотят работать с туроператорами и сами рекомендуют им тех, кто готов выступить гарантом, но чья надежность вызывает сомнения, объясняет владелец одной из турфирм.

Врио Ростуризма Олег Сафонов не согласен с тем, что отраслевое законодательство по-прежнему несовершенно. Чиновник надеется, что «Восхождение» осуществит все положенные выплаты.