МСФО порвали с прошлым
Финальная версия нового стандарта — МСФО 9 «Финансовые инструменты» — была выпущена 24 июля. Суть новых правил заключается в том, что банки станут признавать ожидаемые кредитные убытки на более ранней стадии. Согласно недавнему опросу Deloitte, резервы банков на потери по ссудам могут увеличиться на 50%. Это означает, что кому-то из них понадобится дополнительный капитал для соответствия требованиям регуляторов. Впрочем, стандарт вступает в силу с 2018 года, и банки пока заняты другими заботами.
Резервы на потери по кредитам увеличатся
«Новый стандарт укрепит доверие инвесторов к балансам банков и финансовой системе в целом», — считает председатель IASB Ханс Хугерворст. Прежний стандарт, внедренный в конце 1990-х — начале 2000-х годов, включал так называемую модель понесенных издержек (incurred loss): банки создавали резерв только тогда, когда появлялось неопровержимое свидетельство того, что кредит не будет выплачен. На практике убыток признавался зачастую уже на этапе дефолта. А до этого банки фактически завышали прибыль, поскольку не резервировали реалистичные суммы под ожидаемые потери, отмечает Financial Times.
С 2018 года банки, отчитывающиеся по МСФО, перейдут на новую модель обесценения финансовых активов — модель ожидаемых потерь (expected loss). Они будут обязаны отражать ожидаемые потери с первого дня постановки кредита на баланс, не дожидаясь «триггера» — кредитного события. Резервы по потерям также будут формироваться на протяжении всего срока использования актива. «Новые требования должны помочь развеять опасения многих инвесторов о том, что обесценение актива признается слишком осторожно и слишком поздно», — говорится в пояснениях IASB для инвесторов.
Реформа МСФО приведет к увеличению банковских резервов на покрытие убытков по ссудам в среднем на 50%, оценивает Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). По мнению руководителя факультета ICAEW по финансовым услугам Иэна Коука, новый стандарт учета вкупе с более жесткими требованиями регуляторов к достаточности капитала вынудят банки поддерживать больше капитала при тех же рисках. «Это может сделать банки безопаснее, но одновременно может увеличить их издержки», — считает Коук (цитата по Wall Street Journal).
США идут своей дорогой
Новый стандарт обязателен к применению публичными компаниями более чем в ста странах, где используется МСФО, но не в Соединенных Штатах — там применяются собственные стандарты US GAAP. В России МСФО были официально признаны в 2011 году, когда российское правительство приняло соответствующее положение. Процесс внедрения этого стандарта продолжается.
В 2009 году группа G20, в которую входит и Россия, постановила, что международная система финансовой отчетности нуждается в усовершенствовании, и поручила IASB и ее американскому аналогу FASB (Совет по стандартам финансового учета США) переработать их стандарты.
Две организации еще в 2002 году подписали меморандум о конвергенции МСФО и GAAP, известный как «Норуолкское соглашение». После финансового кризиса 2008—2009 годов работа по сближению двух систем активизировалась с перспективой создания единых для всех глобальных стандартов финансовой отчетности. Но при разработке нового стандарта учета финансовых инструментов эта попытка потерпела неудачу. FASB работает над собственной версией новых правил учета финансовых инструментов.
В настоящий момент сложно оценить эффект от введения в действие новой модели IASB по оценке рисков, отмечает вице-президент, руководитель блока «финансы» Промсвязьбанка Владислав Хохлов. «Очевидно, что expected loss подход, предложенный IASB в МСФО 9, будет существенно более консервативным по сравнению с моделью incurred loss, применяемой в настоящий момент», — говорит он. Но у банков есть достаточно времени для адаптации к новым требованиям, так как обязательное применение стандарта будет введено только с 1 января 2018 года, резюмирует Хохлов.