Дворкович ни при чем
Минфин хочет усилить защиту своей информационной системы от внешних угроз и злонамеренных действий своих сотрудников. Для этого он заказывает систему защиты от киберугроз за 105 млн руб. Это решение последовало вскоре после того, как стало известно о взломе почты вице-премьера Аркадия Дворковича.
Извещение о закупке с начальной ценой 105,2 млн руб. было опубликовано в пятницу на сайте zakupki.gov.ru. Минфин покупает услугу по «обеспечению требуемого уровня защиты информации в информационных системах». Согласно документации закупки, исполнитель должен будет провести аудит работы действующей ФГИС (Федеральной государственной информационной системы) «Финансы», смоделировать различные типы угроз и защитить систему. Система «Финансы» используется для автоматизации работы распорядителей федерального бюджета.
Систему «Финансы» проверят на обработку, хранение и защиту персональных и конфиденциальных данных. Этот термин не расшифровывается в документах, под ним можно подразумевать данные разных типов и уровней конфиденциальности. Исполнитель помимо перечисленного должен будет составить список сотрудников, которые обрабатывают персональные данные, и указать роль каждого в процессе.
В качестве конечной цели Минфин хочет упорядочить работу своих информационных систем так, чтобы персональные и служебные данные имели классификацию конфиденциальности, было понятно, какая система и на каком уровне имеет к ним доступ, а также повысить уровень защиты.
Тип атак на информационные системы зависит от данных, которые в них хранятся, и целей нападающего. В случае с информационными системами Минфина речь может идти в первую очередь о защите от проникновения и хищения информации, также система должна быть защищена от DDOS-атак, говорит ведущий эксперт InfoWatch Андрей Прозоров. Целью DDOS-атак обычно является не кража данных, а выведение из строя информационной системы.
Заказ Минфина появился ровно через неделю после того, как анонимные авторы блога «Шалтай Болтай» опубликовали на своей интернет-странице письма, которые они приписывают вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Архив содержит входящие письма за июнь—июль 2014 года. Несколько человек, чьи письма есть в этом архиве, ранее подтвердили подлинность переписки с вице-премьером.
Закупка Минфина плановая и никак не связана с публикацией в Сети служебной переписки чиновников, сообщил РБК представитель министерства. Закупка будет проведена в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности информации в информационных системах Минфина России, утвержденной 7 июля, уточнил он.
Исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский говорит, что в соответствии с законодательством о госзакупках (закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») все ведомства обязаны формировать планы закупок заранее («на срок, соответствующий сроку действия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период»). Если необходима внеплановая закупка, то в этот план сначала необходимо внести изменения.
Это не первый пример аудита и повышения уровня защиты государственных инфосистем, но конкурсов с такой крупной стартовой суммой Прозоров назвать не берется. Конкурс интересен задачами и суммой, дефицита участников не будет, работа сложная, но интересная. Весьма вероятно участие крупных интеграторов — например, IBS или «Ланит», предполагает он. Вице-президент IBS Group, председатель правления компании IBS Сергей Мацоцкий отказался от комментариев. Представитель «Ланита» не смог прокомментировать возможное участие своей компании в аукционе.
На сумму заказа повлияли не только сложность задачи, но и сжатые сроки (до 15 декабря 2014 года), считает руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов. Предыдущие заказы по аудиту и повышению защищенности государственных инфосистем редко достигали десятка миллионов рублей, знает он.
Учитывая специфику системы Минфина, наибольшая угроза для данных исходит изнутри — от пользователей, которые уже имеют доступ к информации, но слишком жесткая защита сделает работу добросовестных сотрудников менее удобной. В таких случаях организации вынуждены идти на компромисс между удобством работы и защитой данных: если защита станет препятствием для эффективной работы, они все равно найдут лазейку, заключает Ульянов.