Вопрос на 100 миллиардов
Российская экономика может потерять от секторальных санкций Евросоюза 23 млрд евро уже в этом году и еще 75 млрд — в следующем, подсчитали еврочиновники. Почти столько же могут потерять и европейские производители.
Лидеры Великобритании, Франции, Германии, Италии и США решили принять «дополнительные меры» против России в связи с кризисом на Украине, сообщило вчера вечером агентство Reuters со ссылкой на администрацию президента Франции. Каков характер новых санкций, которые будут введены в отношении России, не уточняется. Но ранее речь шла о введении ограничительных мер в отношении отдельных секторов экономики.
Под секторальными санкциями чиновники ЕС понимают законодательную базу для ограничений в сфере финансовых услуг, военных поставок и техники двойного назначения. Кроме того, под запретом могут оказаться поставки в Россию инновационных технологий для энергетического сектора.
Брюссельский интернет-ресурс EUobserver со ссылкой на неназванных еврочиновников сообщил, что в ЕС оценивают возможные потери от санкций для Европы в 40 млрд евро (0,3% ВВП ЕС) в этом году, а в 2015 году — в 50 млрд евро (0,4% ВВП ЕС). Убытки для производителей ожидаются в связи с тем, что Россия может принять ответные меры на санкции.
По данным собеседника издания, особое беспокойство это вызывает у стран Южной Европы, в частности Италии. На заседании на прошлой неделе Комитета постпредов стран ЕС южноевропейские государства призвали коллег учесть негативные последствия при принятии экономических санкций в отношении России.
В мае замглавы Еврокомиссии Сийм Каллас рассказывал, что ЕС разработал три возможных сценария, худший из которых предусматривает серьезный ущерб от санкций для европейской экономики.
В числе стран, которые могут пострадать в наибольшей степени, он называл Финляндию и Кипр.
Deutsche Bank прогнозировал снижение темпов роста ВВП Германии на 0,5% в этом году из-за санкций. Председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес ранее заявлял, что под угрозой увольнений могут оказаться 25 тыс. человек в Германии. При этом сам комитет выступает за введение санкций против России.
«Если Россия закроет границу для наших фруктов, ущерб будет огромным», — заявил в понедельник представитель D&G Fruit Дэвид Бампс изданию Het Belang van Limburg. По его словам, «на данный момент от 60 до 70% лимбургских груш экспортируется в Россию». Цена вопроса, по его словам, 160 млн евро.
Россия потеряет от санкций 23 млрд евро (около 1 трлн руб., или 1,5% ВВП) в текущем году и еще 75 млрд евро (около 3,5 трлн, или 4,4% ВВП, согласно бюджетным проектировкам) в 2015 году, приводит оценки еврочиновников EUobserver. Эта оценка значительно скромнее расчетов журнала The Economist. На прошлой неделе он подсчитал, что совокупные потери России от вызванного «агрессивной» внешней политикой Кремля ухудшения инвестклимата составят 1 трлн долл.
В денежном выражении последствия от введения санкций будут примерно равны, соглашается директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. «Но надо учитывать, что 100 млрд евро для нас будут более чувствительными, чем для них», — отмечает он. По его словам, эффект будет растянут по времени. Например, нефтяники будут сталкиваться с проблемами, по мере того как начнет изнашиваться высокотехнологичное оборудование из Европы. «По мере износа издержки могут возрасти до такого уровня, что невыгодно будет разрабатывать новые месторождения», — опасается эксперт.
По оценкам Минэкономразвития, которые приводит Минфин в основных направлениях бюджетной политики, ужесточение санкций может понизить прирост ВВП России до 0,2—0,3% уже в 2014 году (текущий прогноз — 0,5% роста). «Оценка Минфина — это минимальная оценка. Одно дело — прямое влияние, но с учетом того, что в экономике возросли риски и иностранные и отечественные инвесторы меньше инвестируют, стоит говорить об 1% в этом году», — считает Кнобель.
«С самого начала конфликта мы критически рассматриваем санкции как средство достижения политических целей, поскольку убеждены, что они не пригодны для того, чтобы достичь намеченных целей», — сделал личное заявление президент Российско-германской внешнеторговой палаты Райнер Зеле.