Ричард Десмонд — самый жадный миллиардер Британии
Щедро жертвующий на благотворительность британский издатель Ричард Десмонд был назван местными СМИ «самым жадным миллиардером». Такое нелестное прозвище он получил за намерение уволить почти треть сотрудников принадлежащих ему газет. И это несмотря на то, что он получит жирный куш после продажи канала Channel 5.
Соединить музыку и рекламу
Ричард Десмонд, родившийся в 1951 году в Лондоне, получил опыт бизнесмена уже в весьма раннем детстве, в возрасте шести с половиной лет. Его отец, один из топ-менеджеров рекламного агентства Pearl & Dean, почти оглох и как-то взял на переговоры сына: тот был «ушами» отца. Как пишет The Independent, с тех пор у Ричарда Десмонда фобия: очень боится оглохнуть, как отец, или ослепнуть. Десмонд-старший пытался работать дальше и содержать детей и жену, несмотря на болезнь, но семья все же распалась. Мать с тремя детьми (Ричард — старший) поселилась в скромной квартирке над гаражом. В помещении с неоткрывающимися окнами, без зелени вокруг мальчик чувствовал себя «очень толстым и оченьодиноким» (цитата по The Guardian).
Отдушиной для подростка стала музыка. В 13 лет он увидел в местном клубе известного исполнителя блюза и пришел в такой восторг, что даже уговорил руководство клуба дать ему работу гардеробщика. В 15 лет Десмонд, не получив аттестата, бросил школу и стал работать в отделе рекламных отделений Thomson Group, а по ночам играл на ударных в джаз-группе. В 21 год у него уже был собственный дом и два магазина по продаже товаров звукозаписи.
В 1974 году Десмонду удалось объединить музыку и рекламу, создав ежемесячный журнал International Musician & Recording World. Это специализированное издание быстро стало весьма популярным, и Десмонд стал выпускать его не только на родине, но и в США, Японии, Германии, Австралии. Именно оно и стало началом его издательской империи Northern & Shell, девизом которой основатель избрал известное латинское выражение Forti Nihil Difficile («Ничто не трудно для сильных»).
Для взрослых и о звездах
К 29 годам Ричард Десмонд уже находился на вершине издательского бизнеса. В 1983 году он приобрел британскую лицензию на выпуск журнала Penthouse (Десмонд продал этот бизнес одиннадцать лет спустя за 9 млн фунтов стерлингов), а позже стал владельцем ряда телеканалов для взрослых.
В 1993 году Десмонд стал выпускать журнал Ok! — весьма похожий на ставший уже к тому моменту популярным в Великобритании Hello! Новый журнал, который выходил сначала раз в месяц и публиковал отчеты о «звездных» свадьбах и покупках, а с 2006 года стал выходить еженедельно, по тиражам постепенно даже опередил оригинал.
В 2000 году удачливый издатель приобрел за 125 млн фунтов у британского бизнесмена Клива Холлика некогда легендарную группу изданий Express Newspapers. Многие наблюдатели, однако, сомневались, что потерявшие популярность газеты и журналы снова можно сделать прибыльными. Но Десмонду удалось почти невозможное: даже в 2011 году, когда дела у ежедневной прессы шли не лучшим образом, Express, объединяющей четыре издания: Daily Express, Sunday Express, Daily Star и Daily Star Sunday, удалось увеличить оборот на 7%, а в дальнейшем не только наращивать выручку, но и выйти на прибыль (в первом полугодии 2013 года операционная прибыль составила 18 млн фунтов).
«Грязный Дес»
Отношения Десмонда с британскими коллегами трудно назвать безоблачными. Сперва он обменивался «любезностями» в прессе с экс-владельцем Daily Telegraph Конрадом Блэком. Затем «Грязный Дес», как его прозвали недоброжелатели, стал объектом травли со стороны Daily Mail, которая называла его распространителем порнографии, в ответ Десмонд публиковал нелицеприятные факты из жизни издателя Daily Mail, Виконта Розэмера. В 2005 году The Guardian сообщила о том, что Десмонда подозревают в связях (которые, впрочем, так и не удалось доказать) с Нью-йоркской мафиозной группировкой, зарабатывавшей на телефонном и интернет-мошенничестве до 600 тыс. долл. в день.
Недавно глава Northern & Shell снова стал объектом критики СМИ: Национальный союз журналистов присвоил Десмонду, славящемуся своими щедрыми пожертвованиями на благотворительность, звание «Самый жадный миллиардер Великобритании». Журналисты так заклеймили известного издателя, чье состояние оценивается Forbes в 2,4 млрд долл., за его намерение сократить почти треть сотрудников изданий Express, чтобы сэкономить в год до 10 млн фунтов. Их возмутило, что сокращения персонала проходят на фоне весьма удачной сделки по продаже Channel 5, заключенной Десмондом.
Коммерческий канал Channel 5 в 2010 году Ричард Десмонд приобрел за 103 млн фунтов. Сделка не выглядела слишком привлекательной: к тому моменту канал уже 13 лет не приносил прибыли. Но издатель снова удивил скептиков: ему удалось снизить расходы на 20 млн фунтов в год за счет сокращения топ-должностей и вывести канал на прибыль. Для привлечения молодежной аудитории Десмонд реанимировал выходившее ранее на другом канале и закрытое из-за низких рейтингов шоу Big Brother, кроме того, канал стал показывать продолжение культовой американской мыльной оперы Dallas. В мае этого года владелец договорился о продаже канала владельцу MTV Viacom за 450 млн фунтов — сумму, почти вчетверо превышающую цену покупки в 2010 году.
Впрочем, Десмонда вряд ли заденут уколы прессы. Он никогда не стремился казаться менее обеспеченным, чем является на самом деле, и всегда открыто демонстрировал все атрибуты жизни богача: огромный дом в Лондоне, люксовые автомобили (сперва Rolls-Royce, затем Bentley). «У меня есть столько денег, что это смешно, — заявил он в интервью The Guardian в 2010 году. — Я точно знаю, что я хочу и что именно я собираюсь сделать».