Кремль поддержал бизнес
Кремль не поддерживает поправки в закон о конкуренции, которые могут дать правительству право устанавливать правила на рынках с высокой концентрацией — их нельзя отнести к естественным монополиям, но доля одного поставщика на них превышает 70%. Против такого предложения Федеральной антимонопольной службы активно выступал бизнес.
Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента написало отрицательный отзыв на пакет поправок, составляющих так называемый четвертый антимонопольный пакет (копия письма в аппарат правительства за подписью главы ГПУ Ларисы Брычевой есть у РБК).
Ключевая новация антимонопольного ведомства, подготовившего пакет, заключается в том, что ФАС получила право сообщать в правительство о подозрениях в злоупотреблении доминирующим положением. Каждый случай будет рассматриваться на заседании кабинета министров, где для компании будет сформирован список правил недискриминационного доступа (ПНД).
Какие конкретно предписания будут даны компании, изначально неизвестно, но они могут касаться условий заключения договоров с контрагентами вплоть до определения типовых договоров, требований к характеристикам товара и порядку определения потребителей. Таким образом ФАС пытается ограничить возможные злоупотребления со стороны компаний, чье положение близко к монопольному.
У ГПУ есть претензии к предложению наделить правительство правом включать в недискриминационные правила требования, касающиеся стоимостных характеристик товара и порядка ценообразования. «[Эти] требования могут привести к увеличению административной нагрузки, дополнительным финансовым издержкам и трудностям при планировании хозяйственной и инвестиционной деятельности [предпринимателей]», — говорится в документе.
Информация о стоимости товаров или принципах определения цены может составлять коммерческую тайну, а требования к характеристикам товара устанавливаются в рамках технических регламентов, их включение в ПНД «избыточно», считают в ГПУ. Из законопроекта неясно, будут ли правила действовать для каждого товарного рынка или появится общий перечень товаров, а его формулировки (например, «существенные условия») «носят декларативный характер и могут быть неоднозначно истолкованы», опасаются в Кремле.
Бизнесу необходима определенность правил, предлагаемые ФАС правила их сильно размывают, это лишний контрольный механизм, считает член генсовета «Деловой России», президент компании «Технониколь» Сергей Колесников.
«Мы абсолютно согласны с ГПУ, это возврат к плановому ценообразованию с нечеткими границами рынков», — говорит президент РСПП Александр Шохин. «По тексту получается, что не только федеральные, но и локальные, и региональные рынки могут подпасть под ПНД. Если это положение пройдет, ФАС превратится в Госплан и Госкомцен одновременно. Необходимо изымать этот пункт», — категоричен он.
ФАС не сдает позиции. Вопросы, связанные с установлением конкретной цены, которая подвержена многим факторам, вряд ли могут найти отражение в правительственном акте, но принципы определения цены должны быть понятны потребителю, сказал РБК начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. «Необходимо исключить чрезмерное регулирование этих вопросов, — соглашается он, — но и обеспечить возможность доведения до потребителя информации о способах установления цены в зависимости от объемов товара, способов оплаты (предоплата, постоплата). [Совсем] ничего не говорить о принципах ценообразования нельзя».