Антикризисные премьеры
Российский авторынок закончил июнь 17-процентным падением (данные АЕБ). В июле, по информации РБК, падение продолжилось. Без премиум-сегмента, согласно предварительному отчету АЕБ, оно составило -23%. Премиальные бренды, растущие против рынка, подкорректируют эту цифру, но в общем количестве реализуемых в России автомобилей их доля недостаточно высока, чтобы оказать существенное влияние на рыночные показатели.
Тем не менее именно младшие модели дорогих марок как точка входа в премиум-сегмент — это одно из наиболее востребованных направлений в России. Другие компоненты лекарства против кризиса авторынка — сравнительно доступные городские кроссоверы и новый бюджетный бестселлер. На Московском автомобильном автосалоне, который пройдет в конце августа, ведущие бренды дадут ответ, смогут ли они поддержать потребительский интерес к автомобилям, несмотря на тяжелые экономические и политические условия.
Особняком стоит именно премиальный сегмент: при нехватке средств на недвижимость и шаткости рубля многие в качестве антикризисного вложения выбирают именно автомобили, причем те, которые меньше потеряют в цене в дальнейшем. С точки зрения капиталовложения это сомнительная идея, однако угроза лишиться шансов на покупку машины в дальнейшем из-за резкого падения рубля перевешивает риски. В том числе и поэтому модели премиальных марок покупают в этом году как никогда хорошо.
Главная премьера ММАС-2014 в начальном премиум-сегменте — европейская презентация Lexus NX. Самый маленький кроссовер люксового бренда японской Toyota начнет продаваться в России уже осенью. Известны и предварительные цены: базовая версия автомобиля с передним приводом обойдется примерно в 1,4 млн руб. Желающим приобрести полноприводной кроссовер в топовой комплектации придется заплатить около 2,2 млн руб. К слову, в одном из вариантов исполнения NX оснащается первым в истории Lexus турбированным двигателем — 2,0-литровым бензиновым агрегатом. Также будет доступен гибридный NX. В числе стандартных для премиума опций, таких как сенсорный интерфейс, автопарковщик и проекционный дисплей, стоит выделить функцию беспроводной зарядки для мобильных телефонов.
Audi покажет в Москве концепт TT Offroad. С помощью этого автомобиля немцы попытаются войти в сегмент городских ультракомпактных кроссоверов и составить конкуренцию Mercedes-Benz GLA и Volvo V40 Cross Country.
«Россия не случайно станет местом европейской премьеры нового полноприводного концепта. Именно в нашей стране продажи кроссоверов и внедорожников стабильно растут. По итогам первого полугодия 2014 года доля моделей повышенной проходимости на российском рынке достигла 36,7%», — напоминают в Audi.
Одним из главных экспонатов ММАС-2014 может стать BMW X6 нового поколения. Если, конечно, баварский бренд сделает выбор в пользу Москвы и именно здесь устроит мировую премьеру новинки. Альтернативный вариант — автосалон в Париже, намеченный на начало октября. По сравнению с предшественником популярный в России кроссовер стал легче, технологичнее и быстрее. Внешне автомобиль изменился не слишком заметно: новая оптика, бамперы, иной рельеф капота и другие незначительные косметические штрихи. Моторы кроссовер получил от младшего X5 — бензиновые и дизельные агрегаты мощностью от 245 до 405 л.с.
Средний класс из года в год продолжает приближаться к премиуму по целому ряду условий. Например, новый Volkswagen Passat, который, возможно, также дебютирует в Москве, стал значительно более оснащенным. Бизнес-седан в восьмом поколении построен на новой платформе — он практически не изменился в размерах, но за счет ряда изменений в его салоне стало намного больше места. Среди технологических новшеств — появление полностью светодиодной оптики, систем слежения за рядностью движения и степенью усталости водителя. Кроме того, новый Passat теперь умеет самостоятельно тормозить в случае обнаружения препятствия.
Дизайн машины остался сдержанным: здесь, в отличие от конкурентов, нет пестрых линий и аляпистой выштамповки. При этом во внешности Volkswagen Passat появились хромированные детали — очередная демонстрация того, что немцы намеренно приблизили модель к премиальному сегменту.
Acura, пока еще не освоившаяся на российском рынке (бренд пришел в РФ несколько месяцев назад), покажет в Москве седан TLX. Автомобиль во многом является аналогом Honda Accord, поэтому свою долю рынка он обязательно получит. От соплатформенной Honda новая для Европы и России модель отличается более дорогими материалами отделки, а также фирменным дизайном Acura: с полностью светодиодной оптикой, узнаваемым силуэтом и крупной решеткой радиатора.
Старт продаж Acura TLX в России намечен на конец текущего года. В топовых комплектациях машина будет доступна с 290-сильным двигателем и системой полного привода. В список базового оснащения войдет несколько систем безопасности, в том числе система слежения за мертвыми зонами и разметкой, предотвращение столкновений и автоматическое торможение.
В сегменте кроссоверов, который составляет на текущий момент почти треть российского рынка, важной новинкой для России станет компактный Ford EcoSport. По данным РБК, стоимость автомобиля будет существенно ниже, чем в Европе. Основные конкуренты EcoSport в сегменте кроссоверов В-класса: Nissan Juke, Peugeot 2008 и Opel Mokka. Производить кроссовер уже начали на заводе в Набережных Челнах.
АвтоВАЗ также покажет в Москве два концепта бюджетных кроссоверов: XRAY и XRAY cross. Прототип, созданный бывшим дизайнером Mercedes-Benz и Volvo Стивом Маттином, дебютировал на мотор-шоу в Москве два года назад и собрал отличную прессу. Но главной новинкой АвтоВАЗа все же станет другой автомобиль — потенциальный бестселлер российского рынка Lada Vesta. Седан B-класса придет на смену Priora и начнет продаваться уже в следующем году. В Тольятти обещают, что это будет самый оснащенный, безопасный и технологичный отечественный автомобиль. Внешность новинки пока держится в секрете — месяц назад единственное изображение экстерьера Vesta продемонстрировал президент АвтоВАЗа Бу Андерссон. Судя по той фотографии, машина будет выполнена в стиле концепт-кара Lada XRAY. Позже в Тольятти рассекретили салон седана. В топовых комплектациях Vesta получит мультимедийную систему с сенсорным экраном, климат-контроль, подогрев руля и другие опции, которых раньше не было в российских моделях. Ожидается, что в максимальных версиях стоить Vesta будет порядка 500 тыс. руб.
Еще одним важным для российского рынка автомобилем, который также может легко войти в пятерку лидеров по продажам, станет вторая модель Datsun — хэтчбек mi-DO, построенный на узлах и агрегатах Lada Kalina. Отличается новинка от Lada прежде всего оснащением. Во внешности же изменений, судя по шпионским снимкам, будет минимум. При этом Datsun окажется дороже, чем Lada Kalina, — за счет «японской ДНК».
Впрочем, одними новинками российскому авторынку не обойтись. Главным путем выхода из кризиса представители автомобильных брендов, опрошенные РБК, называют возобновление программы льготного автокредитования, однако как минимум до конца 2014 года автопрому придется рассчитывать только на себя.