Лента новостей
Ученые назвали пять негативных последствий от «аномально» крепкого рубля 00:00, Статья Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии 18 дек, 23:30 Кабмин утвердил перечень бюджетных расходов с цифровым рублем 18 дек, 23:19, Статья Лукашенко рассказал, кто будет восстанавливать Украину 18 дек, 23:17, Новость Зачем Япония захотела обзавестись ядерным оружием 18 дек, 22:51, Статья ЕС после первого дня саммита не объявил о решении по активам России 18 дек, 22:49, Статья Песков рассказал о работе Путина «и днем, и ночью, и до утра» 18 дек, 22:38, Новость Лавров прибыл в Каир на форум партнерства Россия — Африка 18 дек, 22:31, Статья Трамп призвал Украину поторопиться в прекращении конфликта 18 дек, 22:28, Статья Стармер выбрал посла в США после сообщений о кандидатуре Кейси из Москвы 18 дек, 22:24, Новость Почему Египет импортирует продукты питания 18 дек, 22:23 Какой будет новая архитектурная достопримечательность столицы 18 дек, 22:07 Как российский бизнес переходит к системной интеграции ИИ 18 дек, 21:59 Военная операция на Украине. Онлайн 18 дек, 21:59, Онлайн Форвард «Нефтехимика» ударил судью в лицо во время матча КХЛ 18 дек, 21:57, Статья Спекулянты разогнали акции фабрики «Красный октябрь» перед Новым годом 18 дек, 21:57, Статья Спор Таиланда и Камбоджи: за что воюют и почему Трамп не смог их помирить 18 дек, 21:53, Статья Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 18 дек, 21:46
Газета
Борьба с ростом цен вредна для бизнеса
Газета № 148 (1923) (1408) //2102 Общество,
0

Борьба с ростом цен вредна для бизнеса

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Россия — особая страна: здесь антимонопольная служба не только сражается с монополистами, но и следит за госзакупками, этикой в рекламе, а теперь еще и должна контролировать инфляцию. В погоне за расширением полномочий ФАС все больше мешает бизнесу, который вроде бы должна защищать.

Дмитрий Медведев поручил нескольким ведомствам не допустить ускоренного роста цен в результате ограничений на импорт продовольствия. 13 августа ФАС и Минпромторг начали проверку поставщиков, на повышение цен со стороны которых пожаловалась компания X5, ожидается совещание в ФАС по этой проблеме. Антимонопольная служба — наиболее вероятный инструмент воздействия на производителей и торговлю в таких случаях. На ФАС надеются и регионы: к примеру, губернатор Архангельской области уже грозит «спекулянтам» вмешательством антимонопольной службы, хотя какое право он имеет указывать федеральному ведомству. В результате, ударив по российскому потребителю, путинские антисанкции другим концом ударят еще и по российскому бизнесу — тому самому, на который надеются в плане импортозамещения.

Цены, конечно, все равно вырастут. Но по-настоящему удивительно другое: в какой степени в России успели привыкнуть, что антимонопольная служба есть универсальный инструмент для борьбы с ростом цен. Казалось бы, причем здесь монополисты, когда речь идет о весьма конкурентных рынках? Ведь цены регулировать будут пытаться в первую очередь на самые массовые продукты вроде колбасы, курятины или яблок. Россия — особенная страна, где антимонопольная служба борется с инфляцией, то есть не просто регулирует цены немногочисленных естественных монополистов, а используется в качестве инструмента макроэкономической политики. И это не случайность и не единственная несвойственная антимонопольному ведомству функция, которую выполняет ФАС. Более того, складывается впечатление, что профильной функции у нее вообще нет. И речь не о том, что институция лишь притворяется, будто выполняет свою титульную функцию (Дума обсуждает законы, суд взвешивает аргументы сторон и т.д.). В случае с ФАС проблема в целеполагании.

В тех обществах, где возникло антимонопольное регулирование как отдельный институт, существовало — и в определенной степени существует до сих пор — убеждение, что идеально конкурентный рынок эффективнее и продуктивнее любого другого. Это всем известная «невидимая рука» в двух разных пониманиях. Во-первых, свободный обмен позволяет распределять ресурсы таким образом, что каждому достается то, что ему нужнее, чем другим, или что он лучше других сможет использовать для производства других благ. Во-вторых, сам акт свободного обмена между двумя людьми увеличивает общее благо, поскольку каждый отдает то, что он ценит меньше, и приобретает то, что он ценит больше.

Без веры в подобную «либеральную чушь» сама идея антитраста — института абсолютно антилиберального, предполагающего насильственное вмешательство в естественные рыночные процессы, — не имеет никакого смысла. Чтобы считать антимонопольное регулирование полезным делом, нужно верить в чисто механистическую полезность конкурентного рынка: если собрать множество людей и оградить их от всего, что может помешать им сделать лучший выбор из возможных, эффективность наступит сама собой. Поэтому-то и следует дробить самые крупные компании, а если это невозможно, то сдерживать их аппетиты, самим вычислить для естественного монополиста «рыночные» цены.

По вопросу о том, полезна ли антимонопольная политика в таком классическом понимании, сломано огромное количество копий. Но, по крайней мере, в описанной картине мира деятельность антимонопольной службы приобретает четкий смысл и требует совершенно определенной структуры. Это должно быть ведомство крайне компактное (в большинстве антимонопольных органов мира работают сотни, а не тысячи людей, как в ФАС), высококвалифицированное и рассматривающее сравнительно немного дел (сотни, а не десятки тысяч в год), причем практически каждое такое дело становится объектом пристального внимания прессы.

В России власти, да и население, не слишком верят во всемогущество конкурентного рынка. И ФАС фактически лишена самой идеологической основы своей деятельности. И это несмотря на то, что служба на фоне других российских ведомств совсем неплохо организована (общепризнанно, что Игорь Артемьев — прекрасный менеджер), меньше других поражена низовой коррупцией, а еще очень заинтересована в расширении своих полномочий — и регулярно этого добивается.

В результате российская антимонопольная служба занимается всем подряд: контролирует законность госзакупок вместо прокуратуры, защищает права потребителей вместо Роспотребнадзора, расследует неодетые тела на рекламных постерах, борется с инфляцией, аврально снижает цены на бензин в Крыму — и всем этим очень мешает жить бизнесу.

Регулятор, лишенный ориентиров, склонен толковать свой мандат как можно более расширительно. ФАС понимает как угрозу конкуренции любое проявление рыночной власти — любую ситуацию, когда один контрагент нужнее другому, чем тот ему. Недобросовестной конкуренцией ФАС готова счесть любую ситуацию, когда некто, выступающий на конкурентном рынке, нарушает какие-либо правила (в том числе и такие, до которых борцу с монополией не должно быть дела): ведь он их нарушает, а его конкурент — нет. А ценовым сговором ведомство может признать любую ситуацию, когда у конкурентов одинаковые цены, хотя вообще-то на идеальном рынке именно так и должно быть. Неудивительно, что российскую антимонопольную службу легко и удобно использовать в качестве инструмента давления — когда угодно и на кого угодно.