Надзаконный акт
Минэкономразвития будет проверять все важные для бизнеса законы после вступления их в силу. Жаловаться на чиновничьи акты, создающие барьеры для работы, смогут и сами предприниматели. Это обяжет правительство проводить оценку их воздействия на бизнес.
Разработанный Минэкономразвития проект постановления правительства опубликован на сайте regulation.gov.ru. В соответствии с ним правительство будет проводить так называемую оценку фактического воздействия действующих законов и подзаконных актов в сфере предпринимательской деятельности. Будет проверяться, насколько заявленные при написании акта цели были реализованы после его вступления в силу и не возникло ли побочных эффектов, которые негативно сказались на бизнесе.
Эту процедуру Минэкономразвития будет проводить автоматически через три года после принятия документов. Ее можно будет ускорить, если власти или бизнес обнаружат, что закон мешает работе предпринимателей (если есть «данные об очевидно негативных последствиях принятия» акта).
Рассмотрение жалобы не будет означать обязательной корректировки акта, но обяжет власти провести его публичное обсуждение, а затем отчитаться об итогах на официальном сайте. Власти должны будут аргументировать, почему те или иные предложения, выдвинутые в ходе обсуждения, не будут приняты при доработке акта.
Бизнес-организации и сами предприниматели смогут обратиться за оценкой закона к президенту, в аппарат правительства, в ведомство, которое его разработало или отвечает за работу в отрасли, а также в Минэкономразвития.
«Предполагается, что любые аргументированные претензии бизнеса по поводу негативных последствий регулирования будут анализироваться Минэкономразвития и выноситься на обсуждение со всеми участниками процесса. Предложения по отмене обременяющих требований будут приниматься на правительственной комиссии», — отмечает представитель Минэкономразвития. По ее итогам правительство может поручить разработчикам доработать или отменить закон.
Оценка фактического воздействия может стать страховкой от ошибок, допущенных из-за игнорирования процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ, оценки последствий принятия еще не вступивших в силу актов), считает управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин. «Многие сферы законодательства, например изменения в КоАП и антимонопольное законодательство, практически не подпадали под ОРВ. РСПП просил распространить действие оценки фактического воздействия на все нормативные акты, затрагивающие бизнес», — говорит он.
По данным Минэкономразвития, 67% экспертов, участвующих в ОРВ, положительно оценивают эту процедуру. Почти треть законопроектов, которые сейчас проходят ОРВ, получают отрицательное заключение и дальше уже не идут, говорит замглавы Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олег Шестоперов. К примеру, процедура ОРВ помогла «отфильтровать» законопроект об отмене предварительного уведомления о проведении проверок предприятий общепита и торговли, вспоминает он. При подсчете оказалось, что этот закон приведет к значительному росту издержек предприятий в этих отраслях вплоть до их закрытия без существенного снижения опасности для здоровья.
В предварительной версии проекта постановления речь шла только о проверке актов с высокой и средней степенью воздействия, которые ранее прошли оценку регулирующего воздействия. Обычно под этим подразумевают законопроекты и постановления правительства, которые вводят новые способы регулирования, например новые формы отчетности, а также такие важные для бизнеса документы, как санитарные требования и нормы Роспотребнадзора, поясняет Олег Шестоперов из НИСИПП. Минэкономразвития доработало документ с учетом пожеланий бизнеса, и теперь под эту норму будут подпадать все депутатские законы и все законы, принятые до 2010 года, когда ОРВ еще не было, знает он.
В усеченном виде похожий механизм уже действует. С 2011 года Минэкономразвития проводит экспертизу ведомственных актов на предмет излишних ограничений для бизнеса (около 25–30 актов в год), но она не затрагивает законопроекты, указы президента и постановления правительства. Этот механизм показал свою эффективность, если его действие удастся распространить на законы и подзаконные акты правительства, это значительно улучшит положение бизнеса, считает Александр Варварин.
В каких-то случаях положительный эффект будет, но не в случае депутатских законов, сомневается первый вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин. «Юридически правительство не может воздействовать на Госдуму», — отмечает он.