Wi-Fi по паспорту
Владельцы бесплатных точек доступа Wi-Fi все-таки должны будут идентифицировать пользователей — по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность, номеру мобильного телефона, учетной записи на сайте госуслуг. Это следует из разъяснений, которые выпустило на своем сайте Минкомсвязи.
Анонимный доступ к Wi-Fi закрыт так называемыми антитеррористическими поправками — они приняты еще 5 мая. В развитие этих поправок было принято постановление правительства №758 — про идентификацию пользователей, которые подключаются к Сети в пунктах коллективного доступа. Оно вступило в силу 13 августа и вызвало много споров: не только участники рынка, но и чиновники не могли точно объяснить, касается ли оно всех точек публичного доступа в Интернет или только тех, что открыты на «Почте России».
Минкомсвязи выпустило 8 августа пояснения, из которых следовало, что это постановление распространяется на все точки. В то же время замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов рассказывал, что владельцам бесплатных точек Wi-Fi не нужно будет опознавать своих пользователей, но придется записывать все их шаги в Интернете.
Согласно опубликованным вчера разъяснениям Минкомсвязи идентифицировать пользователей бесплатного Wi-Fi все-таки придется. Это можно будет сделать с помощью номера мобильного телефона, учетной записи на сайте госуслуг или с помощью документа, удостоверяющего личность. Такие изменения будут прописаны в постановлении правительства, которое еще только предстоит принять, пояснила пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина. Ксензов сказал РБК, что ведомство может предпринять какие-то действия только после того, как постановление будет опубликовано.
Владельцы бесплатных точек доступа Wi-Fi в Москве пока не наладили систему идентификации пользователей. Сейчас анонимно можно войти в Интернет через Wi-Fi в метро и во многих столичных кафе и ресторанах.
О разъяснениях Минкомсвязи совладелец ресторанов Ragout Семен Крымов узнал от корреспондента РБК. Он связался с сотрудником своего интернет-провайдера — но тот не смог уточнить, как теперь нужно идентифицировать пользователей. Если Минкомсвязи не определит требования к идентификации пользователей для владельцев бесплатного Wi-Fi, Крымов собирается оставить в ресторанах Ragout анонимный доступ.
Запрет на анонимный доступ к Wi-Fi пока не отразился на условиях подключения пассажиров метро, и личные данные пользователям вводить не надо, признает представитель оператора «МаксимаТелеком» Анна Лисовец. «МаксимаТелеком» предоставляет бесплатный Wi-Fi в вагонах подземки. «МаксимаТелеком» введет форму идентификации для Wi-Fi после того, как получит разъяснения о работе новых законов от властей, уточнила Лисовец.
Разъяснение Минкомсвязи упрощает идентификацию пользователя, считает представитель «Ростелекома»: для дистанционной регистрации намного проще указать номер мобильного телефона, чем вводить паспортные данные. Процедуру и технические требования, продолжает он, должен будет прописать Роскомнадзор в подзаконных актах — после этого операторы и владельцы Wi-Fi точек начнут их исполнять.
На Западе алгоритм идентификации пользователей в зонах с публичным доступом к Wi-Fi уже давно отлажен, рассказал директор сектора рынков развития России и СНГ ClickSoftware Марк Беленький. Как правило, разработка способа идентификации остается за оператором доступа к Интернету. Обычно пользователь должен предоставить адрес своей электронной почты или номер телефона, на который сбрасывается код доступа к публичной точке. Такой способ уже введен в Англии, в частности, в крупных торговых центрах, он практикуется также в Германии и Голландии, заключает Беленький.
В России есть система оперативно-разыскных мероприятий, которая позволяет правоохранительным органам слушать телефонные переговоры и контролировать интернет-провайдеров, поэтому логично, что публичный Wi-Fi попадает под надзор служб безопасности, рассуждает собеседник РБК в одной из телекоммуникационных компаний. На практике человек, подключающийся к Wi-Fi, должен будет использовать логин и пароль, говорит он. Придумать, как авторизовать человека, — это задача оператора, считает собеседник РБК. По его словам, самый простой путь — авторизация через телефонный номер, что технологически сделать несложно, хотя сотовые операторы могут заявлять, что от них потребуются финансовые затраты. Оператору нужно будет поработать с настройками и с программным обеспечением, но не нужно будет проводить апгрейд программ.