Налог имени Москвы
Московские чиновники на закрытой встрече с представителями малого и среднего бизнеса предложили им кардинальную реформу налогообложения. Глава столичного департамента экономполитики Максим Решетников представил ее как способ избежать нового налога с продаж.
О встрече РБК рассказали ее участники и их знакомые. «Ключевая идея в том, чтобы налог с продаж не распространять на микробизнес в торговле», — поясняет один из собеседников РБК. Бизнес, с самого начала активно выступавший против нового налога, в качестве аргументов «против» приводил и несправедливость налога (дублирует НДС), и неравномерность распределения поступлений по регионам, и плохую администрируемость, особенно среди компаний малого бизнеса. Последний аргумент учел Минфин. В опубликованной версии законопроекта о налоге с продаж малому бизнесу предлагается дать отсрочку до 2016 года.
На встрече с бизнесом Решетников объяснял, что целью нового налога станет «большой ретейл», говорят участвовавшие в ней бизнесмены. Освобождения от налога с продаж всему малому бизнесу чиновник не обещал, но предложил избавить от него микробизнес, то есть организации численностью до 15 человек и с годовым оборотом менее 60 млн руб.
Одновременно с этим власти Москвы хотят ввести для микроорганизаций новый безальтернативный налоговый режим. Микробизнес, являющийся адресатом реформы, по задумке московских властей, должен заниматься одним из четырех видов деятельности: торговля, общепит, бытовые или автотранспортные услуги. Новый налог будет для них обязательным и будет действовать в отношении как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.
Вариантов предлагается четыре: видоизмененный единый налог на вмененный доход (ЕНВД), доработанный патент, новый спецрежим или минимальный налоговый платеж. Для каждого из вариантов требуются поправки в Налоговый кодекс, каждый подразумевает, что определять конечную ставку будет сам регион. Москва обещает, что размер ставки будет разумным, рассказывают бизнесмены.
«Цель предлагаемых поправок — более справедливое налогообложение субъектов микро- и малого бизнеса, обеспечение максимальной доступности и удобства применения патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей», — пояснил представитель департамента экономической политики и развития города Москвы. По его словам, предлагается дифференцировать стоимость патентов на сдачу в аренду жилья (как от площади сдаваемой квартиры, так и от ее территориального расположения), перевозку пассажиров и грузов (в зависимости от количества посадочных мест и в зависимости от грузоподъемности транспортного средства соответственно), а также патентов на розничную торговлю и услуги общественного питания (в зависимости от территориального расположения).
Ставка может оказаться невыгодной, опасается владелец небольшого магазина в Москве. «Лукавство такое: тебе насчитают, а там заработал ты или нет — твои проблемы», — говорит он. По его мнению, это хуже, чем понятная ставка по упрощенной системе налогообложения: «Там 15% на доходы минус расходы или 6% на доходы, а здесь — как регион примет, так и будет. А что он там примет?» Кроме того, расчет налога по площади, характерный для ЕНВД, откроет простор для мошенников, которые «формально на трех метрах сидят, а проходят через них миллионы», рассуждает бизнесмен.
Но даже при выгодном коэффициенте «кем-то все равно предлагается пожертвовать», говорит один из общественных представителей бизнеса. Например, плательщиками акцизов, которые не смогут перейти на ЕНВД, и теми, у кого обороты и численность сотрудников выше. На это соглашаться бизнес не собирается, отмечает собеседник РБК.
Обязательный ЕНВД означает фактический запрет на упрощенную систему налогообложения, это тоже не всем понравится, говорит другой собеседник РБК. Намерения властей Москвы он понимает как унификацию налоговой системы для всех, за счет чего упростится администрирование. Но с таким способом решения проблем может не согласиться Минэкономразвития. Пока предложения Москвы в министерство не поступали, сообщила РБК помощник министра Елена Лашкина, подчеркнув, что применение любого специального режима налогообложения является добровольным и зависит от специфики бизнеса.
Кроме того, добавила она, введение любых налоговых новаций требует широкого обсуждения с представителями предпринимательского сообщества: важно не допустить роста нагрузки и введения дополнительных требований. «Минэкономразвития считает более целесообразной разработку инициатив по упрощению требований к применению предпринимателями действующих сегодня специальных налоговых режимов», — написала она, отвечая на электронный запрос РБК.
УСН и ЕНВД — это альтернативные добровольные режимы по действующему закону, поясняет замруководителя налоговой практики юрфирмы ЕПАМ Марк Ровинский. В отличие от УСН, подразумевающей фиксированную ставку, ЕНВД взимается вне зависимости от реального заработка бизнесмена и рассчитывается исходя из площади торгового помещения. Принудительную замену одного другим юрист считает неправильной: режим рассматривается законом как право, а не обязанность. Кроме того, власти региона могут установить невыгодный коэффициент, опасается Ровинский, тогда бизнесу такой налог будет невыгоден.
Президент «Опоры России» Александр Бречалов говорит, что о совещаниях по теме налога с продаж не слышал и сам на них не присутствовал. Но отметил, что организация направила свою позицию первому вице-премьеру Игорю Шувалову, помощнику президента Андрею Белоусову и профильным министрам: «Мы подвергли сомнению, что это будет источником доходов в бюджет, а не повышением социальной напряженности. Надо с других вещей брать налоги», — сказал он, приводя в пример инициативу по налогу на роскошь, которая разрабатывается уже несколько лет и которую «почему-то не хотят брать». «На мое письмо реакция такая: мы будем работать», — отметил Бречалов.