Конфликт на юго-востоке Украины и роль России в этих событиях по-прежнему являются одними из главных внешнеполитических вопросов для стран Запада. 30 августа на заседании саммита стран ЕС в Брюсселе обсуждались экономические способы остановить вмешательство России в конфликт, а 4–5 сентября украинские события станут одной из главных тем саммита НАТО, который пройдет в валлийском Ньюпорте.
Планы ЕС: новые санкции
В Брюсселе обсуждали возможность введения против России новых экономических санкций. По итогам заседания канцлер Германии Ангела Меркель и председатель Евросоюза Херман ван Ромпей заявили, что решение о новом пакете санкций против России будет принято в течение следующей недели ЕС в том случае, если ситуация на юго-востоке Украины будет ухудшаться или нынешнее положение вещей не изменится.
Какие конкретные меры обсуждали накануне лидеры ЕС, неизвестно, но дальнейшие варианты могут включать расширение и углубление уже существующих санкций. Это может быть усиление ограничений российских госбанков на доступ к долговому финансированию и распространение оружейного эмбарго на действующие военные контракты. Действующее эмбарго на экспорт вооружений в Россию не касается контрактов, заключенных до 1 августа 2014 года. Фактически это исключение было сделано по настоянию Франции, которая должна поставить России два корабля-вертолетоносца класса «Мистраль» за $1,6 млрд (первое судно должно быть передано уже в октябре этого года).
Великобритания хочет, чтобы Евросоюз синхронизировал свои ограничения в отношении России с американскими санкциями, например, в сфере экспорта высокотехнологичной продукции, сообщил в субботу The Wall Street Journal.
США опережают Европу и в длине санкционного списка, в американской версии которого есть президент «Роснефти» Игорь Сечин, глава «Ростеха» Сергей Чемезов, президент РЖД Владимир Якунин, бизнесмены Геннадий Тимченко и Борис Ротенберг, а в списке Евросоюза их нет.
Изначально планировалось, что саммит 30 августа будет всецело посвящен выбору новых президента Европейского совета и главы дипломатической службы ЕС — на смену Херману ван Ромпею и Кэтрин Эштон, чьи полномочия истекают в ноябре. Но события последней недели на украинском фронте (Петр Порошенко в четверг заявил о «вторжении» российских войск) заставили европейских лидеров пересмотреть программу саммита и поднять вопрос о новых санкциях в отношении Москвы. На встречу был приглашен Порошенко, который днем после переговоров с ван Ромпеем и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу заявил: «У меня нет сомнений, что сегодня Европейский совет поручит Еврокомиссии подготовить конкретное решение по санкциям». Но о принятии немедленных новых мер речи не шло. Тот же Баррозу подчеркнул, что санкции — это не конечная цель, а инструмент, призванный вынудить Россию «изменить свое поведение», и дал понять, что Европа не хочет конфронтации с Россией и надеется на «подлинное политическое решение» конфликта на Украине.
Планы НАТО: обеспечение боеготовности
Что касается саммита НАТО 4–5 сентября, то его важным итогом может стать решение о создании новых войск быстрого реагирования численностью не менее 10 тыс. человек и рост военного присутствия вблизи российской границы. По словам генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, альянс должен стать более «гибким и быстрым», чтобы «противостоять всевозможным угрозам». В заявлении НАТО указано, что саммит в Уэльсе призван возродить его миссию — следовать обязательствам ст. 5 Североатлантического договора. Эта статья определяет альянс как оборонительный союз — любое вооруженное нападение на участника НАТО рассматривается как атака на весь альянс. Тем не менее июльский отчет комитета по обороне британской палаты общин гласит: «Сейчас НАТО определенно не готово к отражению российской угрозы против одного из членов организации». По мнению экспертов Project Syndicate, в текущей ситуации крайне необходимо, чтобы на встрече в Ньюпорте «был дан однозначный ответ Владимиру Путину — территория стран альянса незыблема».
План Расмуссена по укреплению военной взаимопомощи внутри НАТО («План по обеспечению боеготовности») подразумевает создание бригады быстрого реагирования, нового командного центра и заблаговременную поставку оружия, снаряжения и техники в государства — члены организации.
По данным Financial Times, группа держав НАТО в ходе саммита объявит о создании новых войск быстрого реагирования. Помимо Великобритании, возглавившей инициативу, в группу входят Нидерланды, Дания, Норвегия и страны Балтии. К плану может присоединиться и Канада. Группировка будет включать в себя не менее 10 тыс. солдат, включая сухопутные, воздушные и морские силы.
В этом контексте Расмуссен предложил вынести на рассмотрение саммита вопрос о развертывании вооруженных сил альянса на новых базах в Восточной Европе, в непосредственной близости от границ России, Белоруссии и Украины. Против этого резко выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель. По ее мнению, такое предложение — грубое нарушение договора между Москвой и Брюсселем от 1997 года. По нему обе стороны воздерживались от дополнительного размещения боевых сил в бывших странах Восточного блока. Тем не менее этот вопрос, как сообщает EurActiv, будет в повестке саммита.
Локомотивом реинтеграции и ремилитаризации альянса становятся державы Восточной Европы, которых «русская угроза» может коснуться напрямую. В первую очередь это касается Латвии, Польши и Румынии, которые этим летом заявили о намерении увеличить свой военный бюджет.
Польша также потребовала разместить у себя дополнительный контингент в 10 тыс. военнослужащих НАТО «для защиты от России» в контексте «Плана по обеспечению боеготовности». Варшаве было в этом отказано, но источники The Economist утверждают, что вопрос все равно будет обсуждаться в Ньюпорте: «Если альянс в итоге одобрит инициативу, это будет очень мощный сигнал Москве» — даже несмотря на то, что 28 августа Обама заявил, что военного решения украинского кризиса не планируется.
В конце августа Польша и страны Балтии призвали НАТО перенаправить систему ПРО в Восточной Европе на защиту от возможной атаки со стороны России. Расположенная по большей части в Румынии, эта система изначально планировалась для защиты Старого Света от ракет с Ближнего Востока. По данным Spiegel, инициатива была предложена для обсуждения на саммите наравне с новыми мерами безопасности Восточной Европы. Они заключаются в увеличении числа полетов военных разведчиков на восточных окраинах НАТО. Ожидается, что эти полеты не будут автоматически отменены через год, как планировалось изначально.