Как срывают кампанию
На финише кампании по выборам Мосгордумы лишь 6 из 45 мандатов с большой вероятностью достанутся кандидатам, не поддержанным «Единой Россией». Высоки шансы получить места в парламенте у всех парламентских партий, а также у «Яблока» и «Родины». В остальных округах соперники кандидатов от власти жалуются на административный ресурс, который на этих выборах проявился в уничтожении наружной агитации.
Взаимные уступки
В Мосгордуму следующего, шестого созыва имеют реальные шансы избраться пять партий, кроме «Единой России», и только одна из них, КПРФ, сможет сформировать свою фракцию. Несколько источников, близких к мэрии и штабам кандидатов, подтвердили РБК, что московская власть создала наиболее благоприятные условия в шести избирательных округах для кандидатов от КПРФ Николая Губенко (37-й округ) и Леонида Зюганова (8-й округ), «Справедливой России» Ильи Свиридова (44-й округ), ЛДПР Михаила Балакина (38-й округ), «Яблока» Андрея Бабушкина (11-й округ) и «Родины» Андрея Шибаева (20-й округ).
В округе Бабушкина недавно отказалась от участия в выборах поддержанная «Единой Россией» победительница праймериз «Моя Москва» Татьяна Барсукова. В других пяти округах партия власти либо не выставляла известных единороссов, как в округе коммуниста Губенко, либо вовсе не выдвигала своих кандидатов, как у Свиридова, Зюганова, Балакина и Шибаева.
Дорогу в Мосгордуму для внука Геннадия Зюганова освободили сразу три кандидата: сначала баллотироваться отказался депутат-единоросс Иван Новицкий, затем победитель городских праймериз, лидер московского «Альянса Зеленых» Александр Закондырин, и на финише гонки — ее фаворит, зампред московского Сбербанка, выдвинутый «Гражданской платформой» Денис Константинов. «Яблочник» Бабушкин лишился основного конкурента после снятия с выборов победительницы праймериз Татьяны Барсуковой, поддержанной «Единой Россией».
До конца прошлой недели предполагалось, что у «Гражданской платформы» Михаила Прохорова также есть шанс получить минимум два мандата — помимо Константинова хорошие стартовые условия были в 44-м округе у артиста, победителя праймериз Леонида Ярмольника. Но теперь партия рассматривает возможность снять с выборов всех своих кандидатов до 8 сентября, рассказал лидер московского отделения Михаил Вышегородцев. По его словам, это связано с «давлением административного ресурса»: кандидатам мешают проводить наружную и прочую агитацию, встречаться с избирателями, а работу их провластных оппонентов координируют префектуры.
20 минут на наружную агитацию
Штабы кандидатов от власти действуют в соответствии с полученными инструкциями: «защищать избирательные округа от незаконной политической рекламы», рассказал РБК источник, близкий к мэрии. По его словам, под «защитой» подразумевается уничтожение листовок конкурентов, расклеенных у подъездов.
Незаконной считается любая реклама, распространяемая без ведения владельцев рекламных площадей, владельцев зданий (чаще всего городская администрация). Большинство опрошенных РБК кандидатов от «Яблока», «Гражданской платформы» и КПРФ вынуждены распространять свою агитацию без предварительных договоренностей и уведомлений, развешивая свои портреты у подъездов и на столбах. «У нас были заключены договоры с несколькими компаниями — владельцами рекламных площадей — Rasvero, Gallery и «Чистый город», но после того как список наших кандидатов был зарегистрирован, контракты с нами расторгли», — рассказывает РБК зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин. В пресс-службах компаний обещают подготовить комментарии для РБК.
В результате кандидаты в Мосгордуму были вынуждены ограничиться листовками на столбах и информационных щитах у подъездов. Но такая реклама, по словам московского депутата-коммуниста Андрея Клычкова, «живет» не более 20–30 минут — после этого ее срывают.
По словам одного из штабистов, как правило, реклама единороссов вешается под стекло и ее не демонтируют, а прочие листовки не защищены и их по умолчанию срывают.
РБК удалось снять на видео, как срывают листовки кандидата от КПРФ Андрея Клычкова с информационной доски возле одного из подъездов в Рязанском районе. Там же беспрепятственно висела агитация единоросса, префекта ЮВАО Владимира Зотова.
Кандидат «Гражданской платформы», экс-мэр Троицка Виктор Сиднев (39-й округ в Новой Москве) обращался с жалобой в окружную комиссию на компанию ООО «РСК-Групп». Компания отказала Сидневу в размещении его агитационной продукции на стендах, но разместила материалы депутата-единоросса Антона Палеева. Комиссия 18 августа признала действия «РСК-Групп» противоречащими избирательному законодательству.
Зампреду московского «Яблока» Галине Михалевой тоже отказали в размещении агитации, но назвать эту компанию РБК она не захотела, поскольку, по ее словам, эта информация может навредить бизнес-интересам компании.
А вот кандидат от эсэров Свиридов, в округе которого нет соперников от «Единой России», рассказал РБК, что не сталкивался с трудностями распространения своей агитации. Его портреты висят на остановках общественного транспорта, чего не смог добиться практически никто из оппозиционных кандидатов.
«Работа в предвыборном штабе простая. Получаешь плакаты, расклеиваешь и срываешь плакаты других кандидатов», — рассказал РБК на условиях анонимности один из агитаторов, проработавший 2,5 недели в штабе кандидата «Единой России» в 43-м округе, главврача поликлиники №220 Веры Шастиной — главной конкурентки Ярмольника. Бывший сотрудник штаба расклеивал и срывал листовки в Хамовниках и Пресне. Он утверждает, что агитационные материалы Шастиной получал в здании префектуры ЦАО, но не стал называть имя своего куратора. Шастина и представитель префектуры отрицали, что в этом помещении ведется какая-либо работа по агитации.
Президент Центра политтехнологий Игорь Бунин считает, что уничтожение листовок оппозиционных кандидатов вряд ли серьезно скажется на их результат. Основной проблемой он называет плохо продуманные предвыборные кампании.
Собеседники РБК, близкие к мэрии, сообщили, что в администрации города не препятствовали избранию минимум троим кандидатам «Гражданской платформы» — Вышегородцеву, Ярмольнику и Константинову, но партия не смогла провести яркую кампанию.
Политолог Юрий Загребной, наоборот, считает, что, лишив возможности размещать рекламу у выходов из метро, остановках общественного транспорта, администрация города создала вакуум, в котором отсутствуют альтернативные кандидаты. Этот метод был бы не таким действенным, если бы кампания велась по партийным спискам, а не по одномандатным округам, отмечает Загребной.