Мирный план постороннего
Президенты России и Украины договорились о прекращении огня на Украине. Владимир Путин, продолжая отрицать, что является стороной переговоров, представил свою версию мирного плана для Донбасса, включающую отвод украинских войск из зоны конфликта. Договоренности серьезны, стороны готовы к перемирию, но переговоры о статусе самопровозглашенных республик будут тяжелыми, говорит близкий к Кремлю источник РБК.
Казус с договоренностями
Владимир Путин и Петр Порошенко достигли «договоренности о постоянном прекращении огня на Донбассе», сообщил в среду утром сайт президента Украины. За формулировку, подразумевающую, что Россия является стороной конфликта, пришлось оправдываться пресс-секретарю российского президента Дмитрию Пескову, который в интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что речь шла не о «договоренности о прекращении огня», а о «конкретных шагах, которые способствовали бы прекращению огня между ополченцами и украинскими войсками». В Москве по-прежнему настаивают, что она не является стороной переговоров, их должны вести Киев с Луганском и Донецком.
В итоге формулировку на сайте Порошенко поправили на «договоренность о режиме прекращения огня на Донбассе». Точки зрения президентов «о возможных путях выхода из кризисной ситуации в значительной степени совпадают», сообщил официальный Кремль.
Семь пунктов Путина
Днем Путин изложил журналистам в Монголии подробности своего мирного плана, который он обсуждал с Порошенко. План включает в себя семь пунктов — прекращение наступления ополченцев, отвод украинских силовиков от населенных пунктов, международный контроль в зоне конфликта, исключение использования боевой авиации и обмен пленными в формате «всех на всех», открытие гуманитарных коридоров, а также восстановление инфраструктуры в разрушенных городах и селах. Окончательные договоренности могли бы быть достигнуты и закреплены в ходе встречи контактной группы 5 сентября, сказал Путин.
Как объясняет человек, близкий к кремлевской администрации, на встречах в Минске — многостороннем саммите и переговорах контактной группы, а также в ходе телефонного разговора Путина и Порошенко был достигнут определенный прогресс. По его словам, Порошенко действительно готов объявить о прекращении огня, а Путин мог бы — публично или косвенно — призвать ополченцев прекратить огонь со своей стороны. Они это сделают, уверен собеседник РБК, но, возможно, с нюансами, выдвинув дополнительные условия. Например, вывод войск на определенное расстояние от территорий, подконтрольных ДНР и ЛНР.
После прекращения огня стороны смогут начать предметные переговоры о статусе этих территорий, вероятнее всего, они не будут простыми и быстрыми, продолжает собеседник РБК, близкий к Кремлю. Он признает, что в руководстве ополчения нет единого мнения о том, должны ли они остаться в составе Украины и в каком статусе — есть сторонники как более жесткой, так и более мягкой позиции. Но главное, подчеркивает собеседник РБК, нет единой позиции и в руководстве самой Украины, там также есть непримиримые сторонники продолжения войны. Отсюда и появление с разницей в полчаса разных заявлений по поводу режима прекращения огня, отмечает собеседник РБК.
Кроме того, даже если такое решение будет принято, не факт, что Порошенко сможет обеспечить его выполнение со стороны вооруженных формирований, финансируемых олигархами, указывает человек, близкий к Кремлю.
В плане Путина есть пункты, по которым с Киевом можно вести диалог, но есть положения, которые могут быть использованы российской стороной для закрепления оккупационного статуса на территориях юго-востока, говорит украинский политолог Алексей Гарань. Ремонтные бригады могут стать своеобразным узакониванием присутствия российских сил на украинской территории, гуманитарная помощь необходима, но при сопровождении первого гуманитарного конвоя Россия нарушила международное право, ввезя грузы через неконтролируемый украинскими властями пограничный переход, указывает Гарань.
Реакция ополченцев
Ополченцы заявили о том, что пойти на перемирие готовы лишь при оставлении украинскими войсками территории Донбасса. Для двустороннего прекращения огня «Вооруженные силы Украины и Национальная гвардия должны покинуть территорию Новороссии», а добровольческие батальоны должны быть распущены, заявил РБК спикер парламента самопровозглашенной Новороссии Олег Царев. «В прошлый раз объявление о прекращении огня было использовано Киевом для перегруппировки сил и последующего наступления на ополчение Новороссии», — отмечает Царев.
После объявления мирного плана Путина ополченцы выдвинули дополнительное условие — на переговоры с ними должен прибыть лично Порошенко, заявил «Коммерсантъ FM» председатель Верховного совета ДНР Борис Литвинов. Он также объявил, что Украина должна будет признать ДНР и ЛНР в качестве независимых государств. «Это самостоятельные государства, которые выстраивают свои теснейшие отношения с Евразийским экономическим сообществом, со своим парламентом, со всей государственной структурой, возможно, даже на каком‑то этапе с собственной валютой», — заявил он.
Принуждение к миру
За последние дни ополченцы «соединили отдельные разрозненные очаги сопротивления», которые образовались в ходе наступления украинской армии после предыдущего перемирия, когда силовикам удалось почти окружить Донецк и Луганск, сказал РБК украинский военный эксперт Константин Машовец. Сказалось и наступление на Новоазовск, говорит он.
В результате «отхода украинских войск российско-террористические войска взяли под контроль фактически весь юг Луганской области, далее проводя наступательные действия на севере Луганской области», написал в Facebook руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук.
В ночь на 1 сентября ополчению самопровозглашенной ЛНР удалось занять аэропорт Луганска, разблокировав город с юга. Несколькими днями ранее ополченцы смогли создать несколько колец окружения передовых украинских войск южнее Донецка. В плен, по признанию Киева, попали более 680 человек.
По мнению депутата-единоросса Михаила Старшинова, Порошенко согласился прекратить огонь, потому что у Украины нет возможности решить проблему: «армию развалили, военной техники нет».
У Киева нет другого выхода: воевать сейчас некому, лучшие силы разгромлены, оставшиеся — значительно потрепаны, нарастает дезертирство, констатирует собеседник РБК, близкий к Кремлю.
Длительность перемирия
Перемирие будет не более чем временным, уверен украинский военный эксперт Константин Машовец. Перемирие выгодно обеим воюющим сторонам, поскольку позволит им попытаться восстановить боеспособность, однако «причины, приведшие к возникновению конфликта, никуда не исчезли», говорит Машовец.
Мнения о том, что противоречия внутри украинских политических элит могут привести к невыполнению договоренностей Киевом, придерживается и зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов. На Украине есть «партия войны», которая не подчиняется Порошенко, и нет гарантий, что он не пойдет у нее на поводу, заявил РБК сенатор.
Это подтверждает первая реакция из Киева. План Путина «удивительным образом напоминает план спасения для российских террористов», ему «нет веры», Украина «ожидает решений НАТО и ЕС по остановке агрессора», написал в Facebook премьер Украины Арсений Яценюк.
Позиция России заключается в том, что перемирие должно быть постоянным и включать в себя полную амнистию, сказал ИТАР-ТАСС постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин. Временное перемирие «уже один раз было», оно лишь «дает возможность перегруппировки сторон для продолжения военных действий. Такая передышка не нужна, нужно субстантивное, настоящее, полное прекращение огня», сказал он.
Путин сделал рациональное предложение, которое демонстрирует позицию России как честного брокера, но оно не будет работать, потому что у украинской стороны другая мотивация — цель остановить конфликт вторична по отношению к желанию обеспечить бизнес-интересы украинских игроков, уверен российский политолог Евгений Минченко.