Интрига только в Красноярске
Единственный регион, где остается интрига на губернаторских выборах, — Красноярский край. Власти края не смогли снять угрозу второго тура, говорят источники, близкие к Кремлю. Для победы выходцу из соседнего региона Виктору Толоконскому не хватает известности. Не слишком яркой оказалась и избирательная кампания, которую предполагалось проводить с использованием образа президента и которую пришлось перестраивать из‑за запрета Кремля. В остальных изначально проблемных регионах губернаторы уже не волнуются за исход выборов.
Красноярская угроза
Для того чтобы набрать более половины голосов и победить в первом туре 14 сентября, и.о. губернатора Виктору Толоконскому все еще не хватает нескольких процентов, рассказали РБК два собеседника, близких к Кремлю и руководству «Единой России», ссылаясь на известные им данные закрытых исследований в регионе. Хотя рейтинг существенно вырос с июля, когда новому главе региона симпатизировали лишь треть избирателей.
Рост рейтинга произошел за счет повышения узнаваемости, но по сравнению с коллегами по губернаторскому корпусу она все еще невысока, говорит источник, близкий к Кремлю. Толоконский долгое время возглавлял Новосибирскую область, затем перешел в полпреды президента в Сибирском округе, а в Красноярский край был назначен только в мае.
Штаб губернатора пытается исправить ситуацию, Толоконский летает по всему краю, встречается с жителями, поэтому федеральный центр рассчитывает, что за оставшиеся дни губернатор сумеет повысить узнаваемость и рейтинг, говорит источник, близкий к руководству партии власти. Это подтвердил собеседник, близкий к краевому руководству: глава региона проводит иногда по четыре встречи в день с разными категориями избирателей, и штаб рассчитывает, что получится обойтись без второго тура.
Низкая узнаваемость — не единственная проблема Толоконского. В Красноярске силен местный патриотизм, который выливается в протест против назначенца из Новосибирска, говорилось в августовском докладе близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества. Оппоненты Толоконского пытаются использовать этот патриотизм в предвыборной стратегии, но пока они не слишком преуспели, добавляет собеседник, близкий к «Единой России».
Более серьезной проблемой источники РБК считают кампанию самого Толоконского. Собеседник, близкий к Кремлю, назвал ее «не очень яркой». Другой близкий к президентской администрации источник поясняет, что врио губернатора изначально пытался сделать ставку на образ президента Владимира Путина. Для этого тиражом 700 тыс. экземпляров была выпущена газета «Новости Красноярского края», в которой были изображены две большие фотографии президента и Толоконского (ее скан есть у РБК). Статья на первой полосе называлась «Толоконский доложил Путину о ситуации в Красноярском крае», в тексте говорилось об обещанной Путиным «значительной финансовой поддержке» краю, а сам Толоконский назывался «кандидатом номер один». Газета была выпущена специально под выборы. Согласно выходным данным, она получила свидетельство о регистрации СМИ 4 августа, а уже 8 августа вышел первый номер.
Поскольку использование образа президента на этих выборах губернаторам запрещено, федеральный центр был недоволен действиями предвыборного штаба и запретил распространение газеты, как только о ней узнал, а оставшиеся тиражи «были пущены под нож», говорит собеседник РБК, близкий к Кремлю. В итоге, по его словам, главной темой кампании было решено сделать «любовь Толоконского к Красноярскому краю».
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил РБК, что губернаторы не получали разрешение на использование образа президента, но, по его словам, зарегистрированная как СМИ газета агитационным материалом не является. Пресс-секретарь Толоконского Стелла Алексеева говорит, что встреча с Путиным действительно освещалась в местных СМИ, но это делали и федеральные журналисты, а в агитации образ президента никак не использовался.
Алексеева сообщила РБК, что, по данным штаба Толоконского, около 53% избирателей знают Толоконского и 51% собирается за него голосовать. По ее данным, основные оппоненты — кандидат от КПРФ Валерий Сергиенко, поддерживаемый предпринимателем Анатолием Быковым Иван Серебряков — набирают менее 10% каждый. Однако Серебряков сказал РБК, что, по его данным, он набирает больше губернатора. На прошлогодних выборах Красноярской гордумы единороссы уступили кандидатам, поддерживаемым Быковым.
Близкий к Кремлю собеседник говорит, что данные Алексеевой по конкурентам несколько занижены, а существенная часть избирателей не определилась с выбором. Расчет на то, что их голоса пойдут губернатору, говорит собеседник РБК.
Конкуренция без шансов на победу
В остальных потенциально проблемных для власти регионах у врио губернаторов ситуация к концу кампании улучшилась. В августовском докладе ФоРГО среди регионов, где выборы проходят по конкурентному сценарию, назывались Мурманская и Астраханская области, Якутия и Республика Алтай. В этих регионах борьба куда активнее, чем в остальных, но у губернаторов и там рейтинг позволяет одержать победу уже в первом туре, утверждает человек, близкий к руководству «Единой России».
По его данным, кандидата в губернаторы Астрахани Олега Шеина поддерживает менее пятой части избирателей, а врио главы региона Александр Жилкин легко побеждает в первом туре. Сам Шеин уверен в том, что его поддерживает треть избирателей, а губернатор балансирует на грани второго тура.
По словам собеседников, близких к руководству партии власти и Кремлю, аналогичная ситуация в Якутии, где за Егора Борисова также готовы проголосовать большинство жителей, а рейтинг основного оппонента Эрнста Березкина перестал расти. В Республике Алтай оппоненты власти Владимир Петров и Виктор Ромашкин могут рассчитывать на суммарный результат в несколько десятков процентов, но глава региона Александр Бердников все равно побеждает в первом туре. Губернатор Марина Ковтун в Мурманской области смогла удачно провести избирательную кампанию, и вопреки прогнозам сложности у нее не ожидаются.
Борьба за второй тур должна идти не в одном или нескольких регионах, а почти всюду, говорит политолог Валерий Хомяков. Альтернатива власти есть почти в каждом регионе, но кандидаты от оппозиции просто не были допущены до выборов, а это снижает легитимность избирательного процесса, добавляет он.