Из Мытищ в Милуоки
Компания Oasis Beverages Александра Лифшица и Евгения Кашпера близка к приобретению контрольной доли в третьем по величине производителе пива в США – Pabst Brewing Cо, выпускающей культовое среди хипстеров пиво Pabst Blue Ribbon. Источники The Wall Street Journal оценивают всю Pabst дороже $700 млн.
Синяя лента
Контрольный пакет Pabst получит Oasis Brewing, а частный инвестиционный фонд TSG Consumer Products станет миноритарным акционером, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Oasis и TSG, по данным WSJ, оценили американскую компанию в $700–750 млн.
Нынешним владельцем Pabst, основанной в Милуоки в 1844 году (сейчас штаб-квартира находится в Лос-Анджелесе), является магнат Дин Метропулос: сам он приобрел ее в 2010 году за $250 млн. Также ему принадлежит бренд Twinkies – популярный в США десерт. В настоящее время Pabst управляют сыновья Метропулоса, Эван и Даррен, совместно исполняющие обязанности гендиректора компании; после сделки этот пост займет сам Кашпер.
По данным Ассоциации американских пивоваров, по итогам 2013 года Pabst Brewing Co стала третьей по объемам производства компанией в США c долей рынка 3%, пропустив вперед только таких гигантов, как Anheuser Busch-InBev с 47% (основная марка – Bud) и Miller Coors с 25% (Miller). При этом в отличие от лидеров, зафиксировавших по итогам прошлого года снижение продаж, Pabst показывает положительную динамику.
Главным брендом компании Pabst является пиво Pabst Blue Ribbon (название происходит от синих шелковых лент, которыми традиционно обвязывали горлышко бутылки).
Запущенный еще в середине XIX века, локальный пивной бренд обрел национальную популярность в стране в начале нулевых благодаря удачной маркетинговой кампании, ориентированной на растущую субкультуру городских хипстеров. Бренд выступал партнером фестивалей альтернативной музыки и кино, показов независимых модельеров, упоминался в популярных молодежных сериалах Breaking Bad и «Южный парк». Авторитетная газета Chicago Tribune признала Blue Ribbon в числе важнейших атрибутов новой субкультуры, назвав его «нектаром хипстерских богов». По данным Euromonitor, в 2013-м в США было продано 265 млн л Pabst Blue Ribbon, или примерно втрое больше уровня 2004 года.
Полгода назад Кашпер в беседе с корреспондентом РБК говорил, что крафтовые (ремесленные, авторские) пивные бренды являются самым быстрорастущим и перспективным сегментом в индустрии как в США, так и в России. «В США сейчас популярно то, что называется Craft; это небольшие локальные сорта, среди которых много пива верхового брожения – элей. И мы видим, что российские потребители следуют этому тренду, – рассказывал Кашпер. – Можно говорить о буме так называемого живого разливного пива в России. Потребитель хочет чего-то натурального, нефильтрованного, непастеризованного, с малым сроком хранения».
Кашпер пока не раскрывает планы по развитию Pabst. «Мы надеемся, что сотрудничество Pabst с Oasis и МПК [российское подразделение Oasis Beverages] будет взимовыгодным», – передал предприниматель через пресс-службу МПК.
Создатели ПИТ
Oasis Beverages была основана Лифшицем и Кашпером в 2008 году, к этому времени они уже не были новичками на пивном рынке: сначала стали известны как импортеры, а затем как совладельцы компании «Пивоварни Ивана Таранова» (ПИТ). В 2005-м партнеры продали ПИТ, занимавший к тому времени 4% российского рынка, голландской Heineken. Стоимость сделки не называлась, эксперты оценивали ее в $500–550 млн.
Сейчас в Oasis Beverages входят четыре региональных подразделения – Московская пивоваренная компания (выпускает пиво «Жигули барное», «Хамовники», по лицензии – Faxe, Carling, Oettinger, импортирует Budweiser Budvar, Clausthaler, воду Vittel, S. Pellegrino, Perrier и др.) в России, «Перша приватна броварня» и «Пивоварня Радомышль» на Украине, Первый пивоваренный завод в Казахстане и «Старая крепость» в Белоруссии.
Кашпер владеет 28% Oasis Beverages, два члена семьи Лифшица – 56%. Выручка компании в 2012 году составила около $450 млн.
МПК является шестой по объемам производства компанией на российском рынке. По словам Кашпера, возможности роста ограничивает логистический фактор – основные продажи приходятся на Москву и Подмосковье. По итогам 2013 года, МПК на снижающемся рынке показала рост выручки на 15%.
В октябре МПК выводит на рынок свой третий большой бренд – пиво «Трехгорное», которое будет располагаться в ценовом сегменте между массовыми «Жигулями» и премиальными «Хамовниками». Для маркетинговой поддержки компания подписала контракт с футбольным клубом «Спартак», раньше конкурентов успев воспользоваться снятием запрета рекламы пива на спортивных объектах. Логотип пива был размещен на бортиках нового стадиона столичного клуба «Открытие Арена» во время последнего матча команды с грозненским «Тереком», а также на программках к матчу и билетах. Контракт действует до конца года; его стоимость могла составить 30 млн руб. (около $781 тыс.), рассказал РБК менеджер другой пивоваренной компании. В МПК эту информацию не комментируют.