Два триллиона, пожалуйста
Нефтяная компания претендует на весь объем доступных средств ФНБ – 2 трлн руб. Если заявка «Роснефти» будет удовлетворена, у государства не останется средств на финансирование других проектов, в числе которых строительство Центральной кольцевой автодороги, Высокоскоростной железнодорожной магистрали, реконструкция БАМа и Транссиба, а также поддержка пострадавших из‑за санкций компаний.
Аппетиты «Роснефти» растут
«Роснефть» просит из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) более 2 трлн руб., заявил в среду министр финансов Антон Силуанов. На какие проекты требуются деньги, министр не уточнил. Ранее замминистра энергетики Кирилл Молодцов говорил, что речь идет о финансировании инвестпрограммы «Роснефти», в частности о строительстве нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса на Дальнем Востоке, строительством которого будет заниматься Восточная нефтехимическая компания (ВНХК).
Министр энергетики Александр Новак сообщил, что ведомство одобрило заявку «Роснефти» на получение средств из ФНБ. По его словам, сейчас заявки направлены на согласование в Минэкономразвития. При этом сумма заявок не называлась. Минэкономразвития получило заявку «Роснефти» 21 октября и обещает ее рассмотреть в течение 20 дней, говорит представитель ведомства, не уточняя деталей.
«Роснефть» «положила глаз» на ФНБ еще летом, но изначально речь шла о 1,5 трлн руб. В конце лета в интервью немецкому журналу Spiegel глава «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что средства нужны на освоение труднодоступных запасов газа в Восточной Сибири и на строительство нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке. Отказ в предоставлении средств не будет катастрофой, проект будет реализован позже, говорил тогда он. А с финансированием текущих проектов у «Роснефти» нет проблем, подчеркивал Сечин. В начале сентября премьер Дмитрий Медведев в интервью «Ведомостям» сказал, что выделение «Роснефти» 1,5 трлн руб. из ФНБ в течение нескольких лет может быть оправданным, так как эти инвестиции со временем окупятся. После этого Силуанов говорил, что нефтяная компания попросила у правительства 80‒150 млрд руб.
Куда потратить
Затраты на крупнейшие из проектов «Роснефти» – ВНХК – оцениваются в 1,3 трлн руб. до 2028 года. Проект разбит на несколько этапов: до конца 2020 года планируется построить первую очередь, рассчитанную на переработку 12 млн т нефти. Инвестиции оцениваются в 381,7 млрд руб. Еще 309,8 млрд руб. планируется потратить до конца 2022 года на увеличение мощностей еще на 3,4 млн т. Третья очередь на 12 млн т стоимостью 621,6 млрд руб. может быть построена к концу следующего десятилетия. На какие другие цели потребовались средства госкомпании, ее представитель не раскрывает.
Среди других затратных проектов «Роснефти» – строительство завода «Дальневосточный СПГ» на Сахалине. Стоимость строительства завода с инфраструктурой может составить до 500 млрд руб., а вместе с сопутствующими проектами по добыче газа – до 1 трлн руб. Здесь «Роснефть» предлагает правительству включить проект строительства СПГ – завода в состав СРП «Сахалин-1», чтобы государство компенсировало экономически обоснованные затраты на строительство завода и сопутствующей инфраструктуры.
Впрочем, этот проект конкурирует с проектом «Газпрома» – «Владивосток СПГ», кроме того, «Роснефть» пока не договорилась с возможным партнером по этому проекту – американской Exxon Mobil. Поэтому правительство пока еще не вынесло свой вердикт о его целесообразности.
Средства могут также пойти на реализацию долгосрочных газовых проектов по добыче и переработке и разработку Ванкорского кластера, добавляет аналитик Андрей Полищук. Только Ванкорский кластер требовал нескольких триллионов рублей, указывает он.
Средства из ФНБ также могут пойти на выплату долгов, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Необходимость в госпомощи Сечин как раз объяснял санкциями, из‑за которых американским компаниям запрещено кредитовать «Роснефть», писали «Ведомости». Санкции США введены в июле, а в сентябре к ним присоединился ЕС.
Для «Роснефти» сейчас важно решить проблему баланса между существующими обязательствами по инвестициям и выплатить большие долги – на это действительно нужна крупная сумма, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Крупных вложений потребуют добычные проекты в Восточной Сибири, откуда «Роснефть» планирует поставки в Китай. Эти объемы уже законтрактованы, поэтому инвестиции в этот проект необходимы.
Получив запрошенную сумму, «Роснефть» могла бы полностью рефинансировать свой долг (2,18 трлн руб. на конец первого полугодия). Впрочем, в реальности для погашения долгов требуется гораздо меньше: учитывая, что на счетах возглавляемой Игорем Сечиным компании накопилось 684 млрд руб., ее чистый долг составляет 1,5 трлн руб. Выплата этого долга растянута на несколько лет, стоимость этого долга, номинированного в основном в валюте, достаточно невысокая.
Угроза конкурентам?
Запрашиваемая «Роснефтью» сумма – немногим меньше текущей капитализации двух крупнейших частных нефтяных компаний – ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза». Сейчас ЛУКОЙЛ на Лондонской бирже стоит чуть более $40 млрд (1,66 трлн руб.), а капитализация компании на Московской бирже составляет всего 1,13 трлн руб., что даже меньше суммы средств, находящихся на счетах компании (1,2 трлн руб.). Спекуляции по поводу желания «Роснефти» продолжить экспансию в нефтяной отрасли появляются регулярно, после того как в прошлом году возглавляемая Игорем Сечиным компания поглотила ТНК-BP.
Впрочем, вряд ли средства ФНБ могут пойти на покупку новых активов. «Скорее всего, официальная версия того, на что пойдут деньги, недалека от реального положения дел», – считает аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Вряд ли компания сможет тратить эти деньги на покупку ЛУКОЙЛа или «Сургутнефтегаза». Не верится, что правительство даст на это разрешение, говорит он. «Роснефть» не будет покупать ЛУКОЙЛ – госкомпания сможет тратить заемные из ФНБ средства только на то, что ей разрешит правительство, соглашается аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
Кто конкурирует с «Роснефтью» за средства ФНБ
Объем ФНБ на 1 октября 2014 года составил 3,27 трлн руб. Но на финансирование инвестпроектов на возвратной основе может быть направлено не более 60% фонда, то есть 1,96 трлн руб. При этом объем запрашиваемых средств из фонда уже значительно превышает эту планку. Около 300 млрд руб. из ФНБ уже решено выделить на проекты строительства Центральной кольцевой автодороги и модернизации БАМа и Транссиба. Кроме того, в июне правительство одобрило выделение 114 млрд руб. из ФНБ на проекты «Россетей», «Ростелекома» и строительство железнодорожной ветки в Туве Кызыл – Курагино.
В РЖД не комментируют планы «Роснефти». Источник в железнодорожной монополии считает, что средства нужно выделять на уже утвержденные правительством проекты. «На БАМ первый транш не поступил до сих пор», – сетует собеседник РБК.
В августе 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее Минфину потратить более 239 млрд руб. из ФНБ на покупку вновь выпускаемых привилегированных акций банка ВТБ и Россельхозбанка. На покупку префов ВТБ будет потрачено около 214,04 млрд руб., а на приобретение акций Россельхозбанка – 25 млрд руб. Позднее Минфин предложил выделить еще 40 млрд руб. и на выкуп привилегированных акций Газпромбанка.
25 августа 2014 года к числу претендентов на средства ФНБ присоединилась компания «Аэроэкспресс», попросившая 24,6 млрд руб. на закупку двухэтажных поездов и строительство новых железнодорожных терминалов в аэропортах Шереметьево и Домодедово и на Белорусском вокзале Москвы.
Помогать пострадавшим от санкций компаниям также решено из средств ФНБ: подобная помощь уже обещана НОВАТЭКу на реализацию проекта «Ямал-СПГ». Речь может идти о сумме в 150 млрд руб.
ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» также могут обратиться за помощью государства, говорили их топ-менеджеры.
Источник, близкий к Минфину, сказал РБК, что заявки новых претендентов на средства ФНБ будут рассматриваться наравне с ранее принятыми документами от других компаний. «Условно придется делать выбор – будем ли мы финансировать ранее согласованный проект или поможем «Роснефти» или НОВАТЭКу. Всех желающих удовлетворить невозможно. Мы должны определиться, куда более эффективно, надежно и с точки зрения нашей экономики более важно направлять средства», – уточнил он. Для того чтобы обеспечить заявку «Роснефти», необходимо изъять средства у других проектов, говорит федеральный чиновник. Представитель Аркадия Дворковича не комментирует. Представитель вице-премьера Игоря Шувалова отказался от комментариев.
Вряд ли правительство одобрит такой крупный заем, замечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Компания могла намеренно завысить запрашиваемую сумму, учитывая, что в итоге будет выделена лишь часть.